Номер 2(93)
России повысили рейтинг
Россия – одиннадцатое государство среди отрейтингованных Standard&Poor’s, которое перешло из спекулятивной в инвестиционную категорию.
31 января Standard&Poor’s сообщило о повышении долгосрочных суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте с «ВВ+» до «ВВВ-». Standard&Poor’s также повысило краткосрочный суверенный кредитный рейтинг России по обязательством в иностранной валюте с «В» до «А-3»; долгосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ-» до «ВВВ» и рейтинг по национальной шкале с «ruAA+» до «ruAAА». В то же время Standard&Poor’s подтвердило краткосрочные суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в национальной валюте «А-3». Прогноз – «Стабильный». Standard & Poor’s повысило рейтинг России до инвестиционного уровня “BBB-” c “BB+”.
Напомним читателю, что Standard & Poor’s - третье рейтинговое агентство, которое присвоило инвестиционный рейтинг России, хотя и с достаточно большим опозданием по сравнением с Moody’s и Fitch. Следует напомнить, что рейтинговые агентства оценивают возможность платить по долгам, то есть, это рейтинг кредитоспособности и платежеспособности государства по суверенным долгам, и в какой-то части возможность корпораций платить по долгам. Если оценивать суверенные долги, Парижским клубом активно обсуждаются возможности для России досрочного погашения долга за счет Стабилизационного фонда.
Одним этим фактом российская экономика демонстрирует свою способность избежать любых дефолтов и платить по своим обязательствам.
В то же время как считают ведущие эксперты, присвоение рейтинга в некотором смысле является даже более ответственной задачей, нежели его достижение, потому что его надо удержать, а изменение благоприятного и стабильного прогноза на неблагоприятный может резко ухудшить ситуацию. «Пока фундаментальные экономические показатели - профицит бюджета, динамика формирования Стабилизационного фонда, высокий уровень золотовалютных резервов (118 млрд. долл. на конец 2004 г.) Центрального банка России и т.д. – не вызывают опасений. Основная причина такого впечатляющего рывка в макроэкономической статистике высокие мировые цены на сырьевые ресурсы, в том числе, нефть и металлы. В этой связи и платежеспособность российского бюджета, отмечает Михаил Армяков, начальник аналитического отдела ИК «Русские Инвесторы», сохраняется на высоком уровне, что выразилось в присвоении России инвестиционного рейтинга. «Следующий вопрос – что должно произойти, чтобы рейтинговые агентства снизили рейтинг нашей страны. По оценке специалистов из агентства Moody’s, для снижения текущей платежеспособности российского бюджета необходимо, чтобы цена на нефть находилась на уровне ниже 16 долларов США за баррель в течение четырех лет», - добавляет Армяков.
С учетом по-прежнему высоких в перспективе цен на нефть позиция России в налогово-бюджетной сфере остается сильной, в то время как внешняя ликвидность будет улучшаться и дальше, уравновешивая быстрый рост внешнего долга частного сектора.
Тем не менее, «повышение рейтингов отражает недавнее значительное улучшение показателей государственной задолженности и внешней ликвидности, - отметила кредитный аналитик Standard&Poor’s Хелена Хессел. – Эти улучшения столь значительны, что они уравновешивают серьёзный и возрастающий политический риск, который по-прежнему остаётся ключевым ограничительным фактором рейтинга в России».
Standard & Poor’s отметило, что в прошлом году политическая неопределенность в России усилилась, в то время как процесс реформирования замедлился, ограничивая политическую предсказуемость.
“Немногие реформы были успешно осуществлены в 2004 г.; попытки провести судебную и административную реформу не были эффективными; реформа электроэнергетики замедлена; реформирование “Газпрома” приостановлено”, - добавила Хелена Хессел.
Прогноз “Стабильный” по рейтингам Российской Федерации учитывает неопределенные в среднесрочном периоде перспективы уменьшения политического риска и в то же время сильную позицию правительства в финансовой сфере, столь же сильные позиции в сфере ликвидности и хорошие перспективы роста - на 4-5% в среднем - в среднесрочной перспективе, - говорится в сообщении рейтингового агентства. Кроме того,по мнению аналитиков московского офиса компании Standard & Poor’s, улучшению кредитоспособности Российской Федерации могли бы способствовать улучшения в политической сфере и возобновление процесса реформирования.
Наоборот, дальнейшее значительное ухудшение политической ситуации одновременно с необоснованными решениями в области экономической политики в России могли бы радикально поколебать доверие инвесторов и привести к увеличению оттока частного капитала за границу. Это ослабило бы потенциальный рост российской экономики и ее нынешние сильные позиции в сфере ликвидности так же, как и ситуацию с государственной задолженностью, что могло бы негативно повлиять на суверенные рейтинги через какое-то время.
“Тем не менее потенциал уменьшения способности правительства России обслуживать свой долг в среднесрочной перспективе ограничен, так как правительство аккумулировало значительные резервы в фондах с тем, чтобы справиться с ситуацией в случае резкого падения цен на нефть (до 20 долларов за баррель), а также возможных политических или экономических неопределенностей в ближайшем будущем”, - заключила Хелена Хессел.
Что касается рейтинга корпоративных заемщиков, безусловно, их возможность платить по долгам в рамках программ заимствования, которые они осуществляют, во многом связана с ситуацией определенности - неопределенности в отношениях бизнеса и власти, поскольку налоговые проверки могут коснуться любого налогоплательщика и он может оказаться в дефолте. Классический пример – дело ЮКОСА, Юганскнефтегаза, когда кредиторы в судебном порядке добивались погашения кредита от гаранта сделки, коим был Юганснефтегаз, а поскольку Юганск был на особом положении, то от Росфнети, как от ее нового собственника. Этот пример показывает, что если любая компания может оказаться в таком состоянии, кредиторы должны дожидаться поправок и даже лоббировать на официальном уровне поправки в законодательство, которые выведут залог из конкурсной массы и законодательство защитит залоговую массу, чтобы можно было на пертурбациях компаний в духе ЮКОСа рассчитывать на возврат долга, либо на возмещение его через тот залог, который будет защищен законодательством. В первую очередь могут возникнуть вопросы с корпоративными заимствованиями, но поскольку рейтинг присваивается государству – России, речь идет о суверенных и долговых инструментах и способности государства их обслуживать. Поскольку инвестиционные рейтинги не бывают выше суверенных, S&P и два других агентства будут присуждать рейтинги тем или иным компаниям, исходя из этих дополнительных рисков. Если все мрачные прогнозы экспертов о том, что падение инвестиционной деловой активности скажется на темпах роста, которые могут упасть даже до 3%, сбудутся, то нельзя исключать, что и агентства начнут корректировать свои рейтинги и давать менее благоприятные прогнозы и их изменения в будущем.
|
|