Номер 2(93)
Поддержать за счет подержанных
Рынок подержанных иномарок снова ждут потрясения. Минпромэнерго предлагает обложить высокими пошлинами иномарки старше пяти лет и пересмотреть понятие “новый иностранный автомобиль”, ограничив “новизну” одним годом вместо трех.
Однако отечественному автолобби и этого мало. Президент Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Левичев, выступая на неделе на конференции “Автомобильная промышленность России”, высказался за полный запрет ввоза подержанных автомобилей иностранного производства и существенного повышения (выше 35%) пошлин на новые иномарки.
Левичев при этом ссылается на опыт стран, которые принимали решение о развитии национального автопрома и запрещали ввоз поддержанных автомобилей, а также повышали таможенные пошлины на ввоз новых машин. Левичев, очевидно, имеет в виду Китай, где пошлины на новые иномарки достигали 70-80%.
По мнению Левичева, сейчас выгоднее в Россию готовые автомобили, чем организовывать их производство на месте.
Объединение автопроизводителей также настаивает на принятии “Положения о промышленной сборке”, под которой подразумевается не только сборка самих автомобилей, но и производство автокомпонентов. Решение об отмене или уменьшении таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки ОАР требует принимать в пакете с этим положением.
Заместитель руководителя Департамента экономического развития и торговли Андрея Кушниренко считает, что повышать пошлины надо избирательно: только на те автомобили, которые ввозятся в страну в особенно больших количествах. Потребности рынка превышают возможности российского производства и в нынешних условиях повышение пошлин “нанесло бы удар по потребителю, особенно с учетом того, что реализация инвестиционных проектов по созданию автомобильных производств требует нескольких лет”.
К тому же пошлины на новые иностранные машины все равно снизятся с 25% до 15% в случае вступления России во Всемирную торговую организацию, а на иномарки старше 7 лет вступление в ВТО не повлияет – останутся те же 35%.
По словам Кушниренко, два-три крупных зарубежных автопроизводителя связывают свои решения об открытии производств в России с понижением пошлин на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки.
Пошлины подступают
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на заседании 27 января 2005 года решила рекомендовать правительству РФ отменить импортные пошлины на часть автокомпонентов, ввозимых на территорию Российской Федерации для промышленной сборки, а на некоторые виды автокомпонентов снизить ее до 3-5%. При этом автокомпоненты, ввозимые для свободного обращения на вторичном рынке, будут облагаться ныне действующими ставками пошлин.
10 марта Минэкономразвития внесло в правительство предложения об отмене пошлин на компоненты, которые в России не производятся, и снижении пошлин на остальные комплектующие с нынешнего среднего уровня в 12% до 3-5%.
19 мая правительство планирует рассмотреть вопрос о реализации в среднесрочной перспективе (2005-2008 годы) мер по реализации концепции развития российского автопрома до 2010 года. Возможно, на этом заседании правительство будет принято и предложение Минэкономразвития России об отмене импортных пошлин на часть автокомпонентов.
Кому нужны пошлины?
К чему привело установление высоких пошлин на иномарки старше семи лет в 2002 году, все хорошо помнят: в страну массово хлынули дешевое старье на колесах, присутствие которого (вместе с отечественной рухлядью) на дорогах, во многом и объясняет стремительный рост дорожной смертности и травматизма в России.
Повышение пошлин на ввоз подержанных и даже новых иномарок и одновременное снижение или отмена пошлин на импортные комплектующие привело бы к значительному росту производства в России иностранных марок. Колеблющиеся Toyota, Nissan и корейские компании построили бы свои заводы значительно быстрее.
Покупатель в долгосрочной перспективе от этого только бы выиграл. Ему все равно, сколько человек он кормит, покупая плохой отечественный автомобиль. Он хочет покупать хороший автомобиль за умеренные деньги, а судьба работников АвтоВАЗа или любого другого автопредприятия ему, как правило, безразлична. Пока наши автобонзы прикрываются благополучием своих сотрудников, чтобы удержать право выпускать низкокачественную продукцию, никакого прорыва в отечественном автопроме не произойдет. Пошлины могут какими угодно при условии, что в выигрыше останется покупатель, а не кто-либо другой.
|