Номер 3(94)
Нашествие короткого метра
От тридцати секунд до 20 минут – такова длина фильмов программы Futureshorts. «Короткий метр будущего» добрался теперь и до Москвы – в клубе «Дом» 29 апреля состоится первый показ программы короткометражных фильмов, клипов и анимации.
То, что кинематографы называют «коротким метром», является спецификой фестиваля, возникающего в разных точках планеты и распространяющегося совсем не по-фестивальному, а скорее – как редкая болезнь. На самом деле, здесь все не как в «большом кино». Ведь если кинофестиваль проходит, например, в Каннах, то он не может случиться в Венеции – там есть свой. А тут – необычная картина. «Метастазы» Futureshorts поразили Берлин, Париж, Брюссель, Бристоль и другие города. Регулярные показы короткометражных фильмов Futureshorts проходят в 15 кинотеатрах и клубах Лондона. Фестиваль распространяется по миру со скоростью китайского гриппа - от Бразилии до Южной Кореи.
Организаторы показывают короткометражки таких мастеров как Майк Ли (обладатель Венецианского «Золотого Льва» 2004), Кен Лоуч, Спайк Джонз. В программе также лучшие анимационные фильмы мира, победители международных фестивалей нового медиа и музыкальные клипы. Создатели европейской, а скоро, возможно, и мировой, сети короткометражных показов говорят о революции в кино и о том, что «впервые сумели вывести короткий метр кино из своего исторически неоправданного - маргинального статуса». Размах, с которым они взялись за дело, говорит о деловой хватке и точном расчете. По сути, под видом фестиваля скрывается нормальный коммерческий проект – Futureshorts застолбили на кинорынке нишу, которую до них никто не пытался использовать всерьез. И, похоже, сделали это вовремя: малая форма стала в кинематографе чем-то вроде прибежища для авторского кино. При этом самые именитые режиссеры не прочь побаловаться малобюджетным и совсем не прибыльным «коротким метром» без оплаченного заказа и продюсерской поддержки - «для души».
Параллельно происходит вливание свежей крови – из области новых визуальных искусств, где видео-арт давно стал правомочным сегментом художественной деятельности. Новые художники учатся в европейских академиях не рисунку с композицией, а различным способам высказываться на экране.
Приладив к этому экспериментальному полю фестивальную систему проката, Futureshorts продвигает новый кино-товар – элитный, отборный и пока не слишком попсовый. В Москве покажут «Город Рай» - фильм Гаеля Дениса, выпущенный в начале года и продолжающий собирать призы по мировым фестивалям. Номинирован на лучшую анимационную работу от Британской Киноакадемии в 2005 году. «Музыка для Квартиры и 6 Барабанщиков» - шведское кино от режиссеров О. Симонссон и Йа. Нильсон. «Как до этого докатились?» - короткометражный фильм от Спайка Джонза, одного из самых известных режиссеров музыкальных клипов, снявшего видео для Бьюрк, Моби, Бисти Бойз и др. «Палата №13» – недетский мультфильм о противостоянии пациента и врачей. Номинация на Оскар и победа на 13 международных кино-фестивалях. «Мерси» - абсурдисткая история «о смехе и метро» режиссера Кристин Рабетт. Фильм «Кто Убил Коричневую Сову» был снят на деньги культурного фонда маленького лондонского района; авторы Кристин Моллой и Джо Лаулер задействовали 80 жильцов в необычной постановке. В результате лента победила на Эдинбурском фестивале короткометражек. Обещают также новые музыкальные клипы группы Radiohead. Набор получается весьма пестрый, но явно интригующий.
Кстати, в планах фестиваля частичный захват нескольких клубных и кинематографических площадок в Москве и Петербурге. Если это произойдет, то посмотреть лучшие короткометражки мира сможет любой желающий. После «Дома» - уже в мае - обещают показы в кинозале клуба Б2. Дальше – больше. В общем: коротким метром – по занудной традиции эпического киноделания.
|