Номер 3(94)
Игры с бюджетом
Обсуждение любых экономических вопросов в правительстве на протяжение последних месяцев создают устойчивое впечатление предвыборной борьбы – как будто дело происходит за год до очередных президентских выборов.
Техническое правительство, которым все считают кабинет Михаила Фрадкова, фактически становится ареной политических баталий, где чиновники зарабатывают себе политические очки, а точнее, стараются их на терять.
Еще в момент назначения правительства было очевидно, что одной из его задач будет необходимость абсорбировать негативные новости, которые могут повлиять на рейтинг президента. Именно эта функция оказалась востребованной после реализации конфликтного закона о монетизации льгот. По данным опросов центра Левады после провальной реформы рейтинг Владимира Путина снизился на 3 процентных пункта, с 69% в декабре 2004 до 66% в марте 2005, а рейтинг Михаила Фрадкова на 7 процентных пунктов за соответствующий период (см. таблицу). Одновременно, если в декабре 33% опрошенных одобряли действия правительства, то в марте в поддержку действий кабинета высказывались только 25% респондентов.
Если Михаил Фрадков в большей степени озабочен необходимостью удвоить ВВП России в ближайшие два года, чем своим политическим рейтингом, то этого нельзя сказать о других членах правительства. Очевидно, что и Герман Греф, и Алексей Кудрин отнюдь не собираются отправляться на пенсию через несколько лет, когда потребность в таком техническом правительстве исчезнет в силу политических причин. Поэтому оба они стараются дистанцироваться от премьера и от падающего рейтинга правительства, то есть застраховать свой политический рейтинг. Это приводит к тому, что оба, с одной стороны, избегают принимать ответственности за сколько-нибудь серьезные решения, но, с другой стороны, пытаются обозначить свою позицию по поводу экономической реформы, отличающуюся от взгляда других членов правительства. Иными словами, вместо разработки новой экономической политики чиновники занимаются политически мотивированными спорами о судьбах России.
В частности, ареной для выяснения отношений в последний месяц стал проект бюджета на следующий год. Хотя окончательная версия должна быть представлена в Думу только в августе, разработка и публичное обсуждение этого документа началось неожиданно рано, и каждый из упомянутых членов правительства уже счел своим долгом высказать критическое мнение по этому поводу. Если Михаил Фрадков остался неудовлетворенным бюджетом в формальной точки зрения – поскольку темпы экономического роста не соответствуют поставленной цели удвоения ВВП, то и Греф, и Кудрин не преминули озвучить «стратегические» претензии к этому материалу. Что касается Минэкономразвития, то Герман Греф сетовал на то, что невозможность проводить глубокие структурные реформы или же увеличивать вовлеченность государства в финансирование инвестиций не позволяет повысить прогнозные значения роста ВВП в будущем. Со своей стороны, Алексей Кудрин настаивал на сохранение сдержанной бюджетной политики и на контроле за бюджетными расходами, чтобы снизить риск возникновения дефицитного бюджета в будущем. Очевидно, что обе позиции министров являются взаимоисключающими, в результате чего противостояние дошло до смешного – в ответ на очередное предложение Минфина профинансировать инвестиционную программу только на 330 млрд рублей – меньше, чем в этом году, представители Минэкономразвития заявили о необходимости снизить прогнозные темпы роста, что в свою очередь заставило бы Минфин сократить прогноз профицита бюджета. Речь, очевидно, шла не столько об экономических цифрах сколько о принципе «ты - мне, я – тебе», то есть «ты мне-инвестиции, я тебе – экономический рост». Очевидно, что вопросы формулирования экономической политики в такой ситуации становятся неуместными, ведь идет политическая борьба, конца которой не будет видно до 2008 года.
|
|