Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 3(94)
Экономические приоритеты расставлены, но пути не ясны

    В ожидание обращения президента России к Федеральному Собранию многие аналитики задавались следующими вопросами - огласит ли Владимир Путин планы экономических реформ на ближайшие годы и если да, то каковы будут приоритеты такой экономической политики.
    После выступления президента стало ясно, что задачи очевидны, но о средства их достижения по-прежнему известно мало. Отметим сразу, что важной положительной нотой выступления президента Владимира Путина прозвучала мысль об ответственность бюрократии за инвестиционный климат в стране, в то время как в предыдущие годы президент в основном указывал на ответственность делового сообщества. В частности, дело Юкоса было ни чем иным, как указанием бизнес сообществу меры их ответственности – лейт-мотив претензий к бизнесу часто сводился к тому, что коррупция есть порождение желания бизнеса использовать свои финансовые ресурсы в неблаговидных целых. В обращение к Федеральному Собранию в 2005 году президент фактически переворачивает страницу истории: теперь правительство должно взять на себя равную с предпринимателями ответственность за обеспечение создания привлекательного инвестиционного климата.
    Помимо необходимости привлекать бюрократию к ответственности за состояние инвестиционного климата, другой очевидной задачей, о которой сказал президент, является улучшение благосостояния наименее обеспеченных слоев населения. Учитывая вовлеченность большинства политиков в подготовку к выборам 2008 года, неудивительно, что Путин посвятил большую часть своего выступления размышлениям на тему социальных проблем, то есть затронул тему, важную для основного жлектората партии власти. Похоже, что в результате предложений об увеличение реальной заработной платы госслужащих в 1,5 раза станет лозунгом, по важности сравнимым с задачей удвоения ВВП.
    Такой же важной для электората темой является и тема отмены налога на имущество, полученного путем наследования, которая также выглядит популисткой мерой, непосредственно направленной на укрепление рейтинга одобрения его деятельности. Этот налог составляет совершенно незначительный источник бюджетных поступлений, в то же время его отмена поможет поддержать жизненный уровень самых бедных слоев населения. Отметим, что поскольку тема социальной справедливости в последнее время часто оказывается на повестке дня, то отмена такого налога может действительно улучшить мнение людей о законодательной системе в стране.
    Сенсацией выступления Владимира Путина была безусловно темы амнистии капитала. В первую очередь эта мера подтверждает огромное желание правительства «перевернуть страницу» с делом Юкоса и улучшить предпринимательский климат. Кроме того, если при амнистии капитала государство будет взимать 13% в качестве налога на репатриацию капитала из оффшорных зон, то бюджет получит кругленькую сумму, то есть автоматически решится проблема финансирования дополнительных социальных расходов. С учетом того, что объем находящегося за рубежом российского капитала составляет около $300 млрд, возврат даже 25% от этой суммы приведет к поступлению $75 млрд, создав около $10 млрд дополнительных бюджетных доходов.
    На данный момент, правда. Ряд факторов заставляют отнестись к амнистии капиталов, как лишь к эфемерной возможности поправить дела в стране. Во-первых, такой большой приток капитала приведет к более быстрым темпам повышения стоимости рубля и тем самым потребует нового подхода со стороны ЦБ РФ и финансовых властей для компенсации негативных последствий на экономику (то есть снижения конкурентоспособности экспортных товаров). Все страны, применявшие амнистию капитала, сталкивались с повышением стоимости их национальных валют, например в казахстане в первой половине 2001 года тенге укрепился на 10%. Во-вторых, налоговая амнистия просто потеряет смысл, если парламент одобрит поправки к Уголовному Кодексу, разрешающие конфискацию частной собственности (т.е. не будет стимулов к репатриации из-за возможности уголовного расследования в отношении получения средств). В этой связи необходимо, чтобы слова, высказываемые президентом и законы, обсуждаемые парламентом, не противоречили друг другу. До тех пор, пока это не так, об укрепление рубля можно не беспокоиться.
    Еще одной важной новостью стало подтверждение положения о сокращение сроков давности по проблемным приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. Говоря об этом, Путин отметил, что хотя соответствующие поправки в законы были направлены в правительство, от него «ни ответа, ни привета». Это замечание сразу привело к домыслам о предстоящих перестановках в кабинете министров. В то же время, с учетом нынешней ситуации будет трудно найти другого премьер-министра или другую экономическую команду в правительство. Недавняя вспышка инфляционных процессов делает перестановку в правительстве маловероятной, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Более вероятным сценарием является изменения в кабинете министров в конце 2006 г. или начале 2007 г. Таким образом, любые комментарии со стороны думских депутатов относительно возможности отставки кабинета министров должны рассматриваться как попытки получения политических выгод от критики политики непопулярной у президентской администрации и населения.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Игры с бюджетом
Rambler's Top100    Rambler's Top100