Номер 3(94)
Интервью с Послом Еврокомиссии в России Марком Франко
Представительства Европейской Комиссии работают в 128 странах мира и при 5 международных организациях (таких как ООН, ВТО, ОЭСР и др.).Они аккредитованы как дипломатические миссии, представляющие Европейскую Комиссию - исполнительный орган Европейского Союза.
Таким образом, главная задача Представительства Европейской Комиссии в России – представлять Европейскую Комиссию в Российской Федерации. Представительство отслеживает и анализирует ход российской политики и следит за двусторонними отношениями в политической, экономической, торговой и финансовой областях, а также в сфере технического сотрудничества. В то же время Представительство ведет переговоры от имени ЕС в соответствии с утвержденными полномочиями.
7 сентября 2004 г. в жизни Представительства Европейской Комиссии в России начался новый этап деятельности. Официально приступил к работе в качестве Главы представительства Еврокомиссии в России посол Марк Франко.
Корреспондент «Эспрессо» Елена Романова сделала эксклюзивное интервью с Главой представительства ЕК, Послом Марком Франко.
– Г-н Посол, как Вы оцениваете нынешнее состояние политических и экономических отношений между Россией и Евросоюзом? Можно ли ожидать каких-то радикальных изменений после визита В.Путина в Париж? Если да, то каких?
– Прежде всего, давайте поговорим об экономических отношениях. Европейский Союз – это крупнейший торговый партнер России, особенно, в связи с его расширением и вступлением новых членов. ЕС – это важный поставщик прямых иностранных инвестиций в Россию. Существует растущая взаимозависимость между экономикой России и Евросоюза.
Визит Президента Путина в Париж и его встреча с тремя главами государств только подчёркивает ещё раз, что наши отношения динамично развиваются, в том числе по согласованию четырёх общих пространств между Европейским Союзом и Россией. Это же было подтверждено и во время визита двух комиссаров ЕС в Москву 21 марта: члена Европейской Комиссии, отвечающей за внешние связи и европейскую политику добрососедства, г-жи Ферреро-Вальднер и члена Европейской Комиссии, отвечающего за торговлю, г-на Мандельсона.
– Какие сейчас вопросы стоят на повестке дня перед Россией и Евросоюзом? Имеются ли какие-то проблемы? Если да, то каким образом их можно разрешить?
– На повестке дня остаётся ещё несколько нерешённых вопросов, по которым могут быть достигнуты договорённости ещё до майского саммита между ЕС и России 10 мая 2005 г. Я хотел бы назвать в этой связи два вопроса: постепенное снятие платежей за транссибирские перелёты, которые взимаются российской стороной с европейских авиакомпаний. И второй вопрос – это взаимосвязь между вопросом по упрощению визового режима и принятию соглашения о реадмиссии.
– Кстати, о проблеме безвизового режима, - каковы вообще общие перспективы решения этой проблемы по отношению к россиянам? Когда этот вопрос будет решён окончательно?
– Это взаимная цель, как Российской Федерации, так и Европейского Союза. Но для введения безвизового режима необходимо сначала решить ряд технических вопросов.
– Сейчас пока не решена проблема российского анклава в Калинградской области. Когда, на Ваш взгляд, она будет окончательно решена?
– Основной вопрос в контексте Калинградской области, - это транзит людей и товаров между Калинградом и остальной частью Российской Федерации. Есть несколько технических вопросов, по которым можно добиться улучшения ситуации.С этой целью стороны договорились о создании в рамках Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией специальной группы по Калинграду. Возможно, что эта группа будет группой высокого уровня.
– Какова роль Еврокомиссии в сотрудничестве со странами постсоветского пространства. Есть ли у Вас какие-то проекты с этими республиками? Если да, то с какими?
– Начиная с 1991 г. Европейская Комиссия реализует программу технического сотрудничества Тасис. Эта программа охватывает не только РФ, но и все страны постсоветского пространства и реализуется как на национальном уровне (внутри страны), так и на региональном уровнях.
– Год назад десять стран стали членами Евросоюза. Что это дало ЕС? Изменилась ли с тех пор их экономика (включая реформы, как, например, приватизация, ослабление торговых барьеров, увеличение трансграничных слияний и поглощений /СиП/ в эти страны и т.д.)?
– Это достаточно сложный вопрос. Интеграция стран Центральной Европы началась ещё в начале 90-х гг., когда были приняты соглашения об ассоциации. Начиная с середины 90-х гг., эти страны начали очень серьёзно готовиться к своему будущему членству в ЕС. Они начали осуществлять необходимые мероприятия для того, чтобы соответствовать трём критериям, необходимым для членства в Европейском Союзе. Первый критерий подразумевает собой политические изменения: - страна должна быть демократической, в ней должны уважаться права человека, права меньшинств. Второй критерий носит экономический характер и касается экономических изменений в стране. И в этом втором критерии есть два аспекта: прежде всего, страна должна обладать рыночной экономикой. Второй аспект этого критерия – это то, что экономика страны должна быть в состоянии столкнуться или противостоять тому «прессингу» конкуренции, который появляется, когда данная страна открывает свои рынки.
Третий критерий носит правовой и административный характер, что означает, что страна должна принять законодательство сообщества. К моменту вступления этих стран в ЕС все эти три критерия были выполнены. То есть это не значит, что процесс интеграции уже закончен. Но это означает, что страна достигла необходимого уровня реализации этих трёх критериев.
Возвращаясь же к первой части Вашего вопроса о том, что выиграл ЕС и что выиграли новые страны – члены ЕС в результате расширения, то я отвечу следующее: здесь действительно мы наблюдаем ситуацию взаимного выигрыша. Как экономики старых стран-членов, так и экономики новых стран-членов могут развиваться в так называемой «синергии», - с одной стороны, развивая торговлю, с другой, – приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из ЕС в новые страны-члены. В качестве примера увеличения притока ПИИ я могу указать Венгрию, Чехию и Польшу, доля ПИИ в ВВП этих стран в середине 90-х годов составляла 4-5%. Это говорит о том, что инвесторы чувствовали себя достаточно уверенно и комфортно и были уверенны в устойчивости и крепости экономики.
– Г-н Франко, как Вы считаете, а само расширение ЕС с точки зрения политики и экономики позитивно или негативно сказалось на России?
– После расширения рынок Европейского Союза насчитывает 450 млн. потребителей. Это единый рынок с едиными правилами, нормами и стандартами, что облегчает ситуацию для российских экспортеров.
– Каковы перспективы вступления в Евросоюз Украины и Грузии?
– В соответствии с Римским Договором любая страна Европы может подать заявку на членство. В настоящий момент ни Украина, ни Грузия не подавали своих заявок. Когда они решат сделать такой шаг, то, безусловно, их заявки будут внимательно рассмотрены.
– Какие сейчас в настоящий момент страны-кандидаты на вступление в Евросоюз? Полностью ли они готовы для этого процесса и когда они вступят в эту организацию? Смогут ли Болгария и Румыния также безболезненно, как и новые недавно принятые 10 стран вступить в 2007 году? И какие на Вас взгляд есть препятствия для вступления в ЕС Турции?
– Что касается Румынии и Болгарии, то Европейский Союз изучилпрогресс, достигнутый в отношении членства этих двух стран и пришел к выводу, что этими странами приняты необходимые шаги по вступлению в ЕС к 2007 году.
Что касается Хорватии, то принято принципиальное решение о начале переговоров с этой страной о ее вступлении в ЕСНо, как Вы, наверное, знаете, дата начала этих переговоров отложена в связи с недостаточным сотрудничеством Хорватии с Международным трибуналом по бывшей Югославии в Гааге.
Относительно Турции тоже в принципе принято решение о том, чтобы начать переговоры о вступлении этой страны в ЕС при условии, что Турция распространит своё соглашение об ассоциировании на десять новых стран-членов. Это то же самое действие, которое в прошлом году реализовала Россия: речь идет о распространении действия соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией на десять новых стран – членов ЕС. В отношении Турции распространение действия соглашения об ассоциировании на 10 новых членов включает в себя распространение действия и на Кипр – нового члена ЕС, так как Турция должна признать Кипр
Опять же, что касается Турции, то в этом контексте Европейский Союз сохраняет свою озабоченность в отношении соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств в этой стране. Было признано, что Турция в настоящий момент движется в правильном направлении и улучшает ситуацию с соблюдением прав человека и национальных меньшинств и именно эти улучшения ситуации позволили определить дату начала переговоров о вступлении в Евросоюз. И также было заявлено о том, что ситуация с правами, их соблюдением будет внимательно отслеживаться Европейским Союзом и в случае их ухудшения переговоры будут приостановлены.
Турцией заканчивается список стран, которые в настоящий момент находятся в переговорном процессе. Есть ещё одна страна, которая подала свою заявку, - это бывшая югославская республика Македония, но эта заявка до сих пор изучается.
– Какие Вы видите перспективы ведения бизнеса в России? Расскажите, пожалуйста, о совместных проектах России и ЕС. В каком направлении, на Ваш взгляд, следует двигаться? Ваши пожелания России в целом.
– В настоящее время Европейский Союз является крупнейшим иностранным инвестором в России. И в период с 2000 по 2003 гг. более 30% (практически 1/3) прямых иностранных инвестиций в России имели своё происхождение из ЕС. На США приходится приблизительно 20% ПИИ. Я часто встречаюсь с европейскими бизнесменами, которые планируют начать свою деятельность на территории в РоссииВ беседах с ними я всегда подчёркиваю, что Россия является интересным, динамичным и растущим рынком.
Когда меня спрашивают о том, каковы негативные стороны для инвесторов, то здесь я говорю следующее: российское законодательство очень серьёзно изменилось в лучшую сторону, оно по большей части соответствует законодательству ЕС. Однако, что касается правоприменения органами государственной власти и судебной системой, здесь есть еще большие проблемы.
– Улучшается ли инвестиционный климат в России, насколько и сколько иностранных инвестиций?Какова роль делегации Европейской Комиссии в улучшении двустороннего сотрудничества? Какие Вы видите перспективы двустороннего сотрудничества в целом?
– Что касается инвестиционного климата в России, то здесь лучший способ оценки посмотреть, приходят ли инвесторы или уходят. Моя оценка была бы позитивной. У меня была возможность поговорить с некоторыми послами, которым я задал вопрос о том, приходят ли компании из их стран в Россию, потому – что часто эти компании, причём, не только крупные компании, но и предприятия малого и среднего бизнеса обращаются в Посольство за помощью, ищут новые возможности и осуществляют капиталовложения в различные сектора российской экономики.
Что касается роли Представительства Европейской Комиссии, то здесь я отмечу следующее: наше сотрудничество с Россией развивается по разным направлениям, в том числе через политический диалог и через наши программы технического содействия с целью улучшения делового климата. Сейчас идет активаная работа по согласованию дорожных карт о создании четырех общих пространств.
Инвестиционный климат – это очень сложная концепция экономического пространства, он не определяется только одним или двумя факторами, а определяется целым рядом факторов.
– Может ли Россия сделать вывод о расширении ЕС для себя, в частности и, может быть, тоже в каком-то отрезке времени присоединиться к Евросоюзу? Может ли она извлечь из этого какие-то выгоды? И что Вы думаете о радикальном настрое российских СМИ, равно как и нашего президента В.Путина никогда не вступать в Евросоюз?
– Вы знаете, само углубление отношений между Европейским Союзом принести огромную выгоду России. Просто хочу привести один маленький пример: когда мы с Вами говорили о прямых иностранных инвестициях, я упомянул цифры для Венгрии, Польши и Чехии, что инвестиции в этих странах составляют порядка 4-5% ВВП, и для сравнения я приведу Вам другую цифру – ПИИ составляют всего один процент от ВВП России. Это говорит о том, что инвестиции в Россию ниже возможного потенциала. И, безусловно, Россия может гораздо больше выиграть и увеличить приток прямых иностранных инвестиций через улучшение делового климата. Как я уже говорил, это прежде всего относится к реализации и правоприменению законов.
– Тогда в этой связи возникает очень интересный вопрос, почему Великобритания и Дания уже давно вступили в ЕС, а в зону евро так до сих пор и не вступили? И когда ориентировочно этот вопрос будет решён окончательно?
– Я думаю, что этот вопрос можно с уверенностью переадресовать послам Дании и Великобритании. Потому что присоединение (то есть, цена вопроса – это валютный суверенитет), подсчёт затрат и выгод. И правительство этих стран решили, что выгоды недостаточны, не превалируют над расходами (затратами).
– А как Вы оцените следующее выражение: Евросоюз не против рассмотрения членства России, а, последняя, в свою очередь говорит: «нет, мы туда, мол, не пойдём, нам там делать нечего» и т.д.?
– На это я отвечу таким образом: для того, чтобы станцевать танго, нужна пара.
– Г-н Франко, последний немного личный к Вам вопрос: а как Вам самому живётся в Москве? Насколько сильно отличается жизнь в России от западных стандартов? Что Вам нравится, а что Вам не нравится здесь?
– Я всегда чувствовал себя очень комфортно, легко, мне здесь очень нравится жить. Я, конечно, могу судить только о Москве, но я не вижу больших различий в стандартах жизни на Западе и здесь.
|