Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 7(98)
Борьба с инфляцией, или кто виноват

   
Вспомнили о росте цен
    За десять месяцев этого года официальные цифры инфляции составили 9,2%, что заставило правительство отвлечься от борьбы за распределения средств стабилизационного фонда и вспомнить о население. Первоначальный прогноз по инфляции в 8,5% за год уже давно забыт, и теперь вопрос заключается в том, сможет ли правительство уложится в новый ориентир в 11%. Кроме того, очевидно, что стоимость жизни для большинства россиян выросла гораздо больше этих среднестатистических цифр. Чего стоит только повышение коммунальных услуг в начале года, а также рост цен на бензин, который касается каждого.
    Критика из уст Владимира Путина как всегда заставила экономический блок правительства активизироваться: к 25 ноября министерство Германа Грефа собирается подготовить план по контролю за ростом тарифов, а к началу следующего года эти предложения должны быть одобрены парламентом. Со своей стороны, Центральный Банк готовит в настоящее время анализ влияния укрепления рубля на экономику, рассчитывая видимо укрепить рубль и контролировать инфляцию через снижение цен на импортную продукцию. Очень может быть, однако, что дальше обычного оживления в правительстве дело не пойдет и контроль за ростом цен не сдвинется дальше экономических дискуссий по этому вопросу.

ЦБ утратил не только независимость, но и значимость
    Первый вопрос, который напрашивается сам собой в данной ситуации, связан с тем, какова вообще роль ЦБ РФ в контроле за инфляцией и есть ли у него необходимые инструменты. Что касается контроля за денежной массой, то таких инструментов у ЦБ РФ формально предостаточно, но фактически нет. Например, возможности ЦБ по стерилизации ликвидности, то есть выпуск специальных облигаций Центрального банка - это всего 5-6 млрд. долларов в годовом исчислении, в то время как федеральный бюджет стерилизует порядка 30 млрд. долларов в год. Масштабы несопоставимые. Получается, что в нынешних условиях, то есть после запуска стабилизационного фонда, бюджет играет гораздо более важную роль в определение размера предложения денег по сравнению с денежными властями. Это исключает роль ЦБ как активного игрока в решение проблемы денежной инфляции.
    Другим способом контроля за инфляцией является укрепление номинального курса рубля, что потенциально позволяет сдержать рост цен на импортные товары. Курс рубля полностью контролируется ЦБ РФ, только использование этого инструмента чревато различными негативными последствиями в других сегментах экономики, что вряд ли позволят ЦБ участвовать в решение вопроса контроля за инфляцией.
    Первым аргументом против укрепление номинального курса рубля является негативное влияние такого тренда на доходы экспортеров и соответственно на их способность платить налоги в бюджет. Очевидно, что укрепление рубля при прочих равных уменьшает рублевые доходы нефтяников и газовиков (а они зарабатывают без малого 150 млрд. долларов в год на экспортных контрактах), приводит к сокращению объемов налогооблагаемой прибыли и соответственно меньших доходах по налогу на прибыль. Одновременно, это означает также сокращение инвестиций в добычу и дальнейшее замедление в секторе добычи сырья, который и так не растет в этом году.
    Еще одна проблемы связана с тем, что укрепление рубля предполагает меньшие объемы покупки валюты с рынка и соответственно меньший объем эмиссии. Но в этом году и так наблюдается стагнация основных банковских индикаторов. Например, активы, депозиты и кредиты российского банковского сектора в соотношение к ВВП в это году не растут по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует о некотором недостатке денежных средств в экономике. Подтверждаются эти опасения и тем фактом, что денежная масса по отношению к ВВП в этом году колеблется на уровне 23% и также фактически не растет. Иными словами, если в прошлые годы рост денежных показателей опережал рост экономики, насыщая ее денежными ресурсами, то в этом году денежные показатели и показатели реального сектора растут с одинаковой скоростью. Важно отметить, что если в прошлые годы процентные ставки в России сокращались, то в этом году они фактически застыли на тех же уровнях, где были и год назад. Если ЦБ будет эмитировать меньше рублей, то в ближайшем будущем недостаток денежной массы может стать фактором, ограничивающим рост ВВП.
    Таким образом, запуск стабилизационного фонда уменьшил роль ЦБ как напрямую, поскольку стал основным инструментом стерилизации ликвидности, так и косвенно, поскольку привел к сокращению темпа роста предложения денег и заставил ЦБ проводить политику слабого рубля. Если после назначения Сергея Игнатьева, бывшего заместителя министра финансов России, ЦБ потерял политическую независимость, то в результате запуска стабилизационного фонда он вообще утратил сколь-нибудь значимую экономическую роль. Теперь основная задача руководство ЦБ - это пруденциальный надзор, мониторинг банковского сектора и системы страхования депозитов. Переназначение Сергея Игнатьева на посту руководителя этого ведомства означает не только желание сохранить устраивающий правительство статус-кво, но и свидетельствует также об отсутствии интереса к этой позиции, которая все больше напоминает роль свадебного генерала.

Контроль за ростом тарифов будет раскритикован
    Таким образом, единственным серьезным инструментом контроля за инфляцией остается по сути ограничение роста тарифов. Не секрет, что в России увеличение тарифов на газ, свет, отопление и транспорт дают почти 60-70% роста потребительских цен, поэтому не стоит сомневаться в том, что ограничение аппетитов естественных монополий будет действенным механизмом контроля за ценами. Тем не менее, и у этого шага найдутся критики, и на то есть серьезные основания.
    Во-первых, рост тарифов в России является частью плана по доведению уровня стоимости внутренних ресурсов до мирового уровня. Это важно не только для успешного завершения переговоров по ВТО, где вопрос субсидирования российских производителей через заниженные цены на топливо, поднимался уже не раз. Рост тарифов является также важным стимулом для перевода российской промышленности на энергосберегающие технологии. Ведь ничто так не способствует неэффективной трате ресурсов, как их дешевизна. Этот вопрос в будущем может приобрести приоритетный статус - быстрый рост внутреннего потребления, не ограниченный дороговизной ресурсов, будет напрямую конкурировать с экспортом и может привести к серьезному падению объемов экспорта и экспортных доходов, которые подпитывают бюджет и макро стабильность в целом.
    Во-вторых, всем искушенным в вопросах поведения естественных монополий понятно, что если они не смогут зарабатывать достаточно денег повышая внутренние тарифы, то значит вырастут их требования к бюджетным инвестициям в рамках инвестиционных программ. Таким образом, низкий рост тарифов сегодня означает рост бюджетных расходов и денежную инфляцию завтра.

Кто победит?
    В возникающей сегодня дискуссии по поводу инфляции есть две заинтересованные стороны - крупные экспортеры и кабинет министров. Первые заинтересованы в слабом рубле и продолжающемся росте тарифов, и имеют возможность "давить" на правительство, угрожая ему уменьшением платежей в бюджет. Члены кабинета министров гораздо менее едины в своих устремлениях - по большому счету, единственных вопрос, который их интересует, так это кого назначат ответственным за расхождение между прогнозной и реальной инфляцией. Именно поэтому обсуждение комплекса мер по борьбе с инфляцией больше напоминает перетягивание каната: в результате кто-то из правительства может выйти из игры, но с самим канатом, то есть с ростом цен, ничего не происходит.
    Важно понимать также, что рост конечных цен является не более чем отражением роста цен оптовых. Начиная с 2004 года, то есть с момента, когда цены на нефть резко пошли вверх, индекс цен производителей вырос на 45%, я индекс конечных цен, то есть собственно инфляция, всего на 21%. Любые попытки правительства контролировать инфляцию в таких условиях означают уменьшение прибыльности торговли или производящих отраслей, которые вынуждены будут финансировать рост своих издержек из своего кармана. Так что шансы правительства взять конечные цены под контроль без риска для производителей просто ничтожны, а если так, то и о реализации мер по борьбе с инфляцией говорить не приходится.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Нефть: цены высоки, а роста отрасли нет ¦  Экономика России становится государственной ¦  Российскому бизнесу мешает его закрытость
Rambler's Top100    Rambler's Top100