Номер 8(99)
Вертеп: Итальянская рождественская традиция
С 9 декабря 2005 по 1 февраля 2006 года в Храме Христа Спасителя в Москве будет открыта выставка, посвященная великой итальянской рождественской традиции вертепа. Это первый представительный обзор истории рождественского вертепа в Италии, от момента зарождения традиции до наших дней. Проект является частью прграммы "Сделано в Италии", включающей ряд инициатив поддержанных Министерством производственной деятельности в сотрудничестве с Посольством Италии в Российской Федерации и Институтом Внешней Торговли (ИЧЕ). Идея организации такой выставки принадлежит международному фонду "Академия Арко", имеющиему многолетний опыт организации международных художественных и культурных мероприятий. Значительная помощь была оказана также Советом Министров Италии, Папским советом по культуре и представительством Святого Престола в Российской федерации. Нельзя, конечно же, забывать и о содействии, оказанном российской стороной, а именно Посольством Российской Федерации при Святом Престоле, Московской Патриархией, Российской Академией наук, Министерством культуры Российской Федерации и мэрией города Москвы.
Эта инициатива возникла из желания представить в России художественную традицию, постепенно ставшую частью религиозного действа, сначала литургического, а затем народного. Поскольку русская церковь уходит своими корнями в византийскую, совершенно очевидно, что сегодняшние православные обряды, в том числе и рождественские, очень сильно отличаются от католических. Вертеп и как художественная форма, и как проявление религиозности народа был до совсем недавнего времени неизвестен в России. В славянских странах его можно найти лишь в некоторых областях Украины и в Польше. .Отсюда интерес и желание увидеть новое со стороны российских посетителей и, следовательно, успех, который обещает иметь эта недавно открытая выставка.
Задача выставки прежде всего показать, как развивалась традиция вертепа в зависимости от характерных для тех или иных географических областей Италии или для тех или иных исторических эпох выразительных средств. На Сицилии, например, вертепы превращаются в творения, свидетельствующие о настоящем "культе" этой формы, которая по всему острову, и, в частности, в Кальтаджироне сохраняется и разививется и по сию пору. В Калабрии и Базиликате вертепы рассказывают о жизни очень бедных, но никогда не опускающих руки людей. Вертепы Пулии испытали влияние барочного искусства, которое проявляется прежде всего в формах и в тщательности композиции, в то время как мастера вертепов из Кампании превращают жизнь испанских кварталов, шумных улиц Неаполя или его порта в настоящие произведения искусства. Вертепы области Лацио воспроизводят знаменитые руины Пиранези, к которым все же примешиваются сцены повседневной жизни XIX века, той поры, когда область переходила из под власти одного правительства к другому, испытывая при этом скорее психологические чем политические трудности. Вертепы, конечно, рассказывают и о других периодах истории и о других традициях, особенно о традициях Северной Италии, начиная с Лигурии и кончая Альто-Адидже. На открытии выставки выступили, среди других видных политиков Министр Ваттани и Министр производственной деятельности Скайола. Кроме того, один из выставленных вертепов был сделан специально для Храма Христа Спасителя, где проходит выставка. Накануне православного Рождества (которое, с учетом юлианского календаря, приходится на 8 января,) этот вертеп будет перенесен из помещения выставки в центаральный зал Собора и выставлен там в честь Рождества и в знак благодарности за дружеские чувства и интерес, проявленный итальянским правительстом и итальянскими церковными представителями к России (церковной и светской).
|