Номер 8(99)
Открываем российские города: Владивосток, врата Дальнего Востока
Европейские и западные туристы все чаще и чаще отдают предпочтение маршрутам, не входящим в привычные "пакеты", предлагаемые агенствами путешествий. Одно время завороженный Советской Россией, внезапно открывшейся нескромному и любопытному взору остального мира, Запад затем постепенно обратил свое внимание на ценные и скрытые от широкой публкики памятники другой России, России дореволюционной, оставшейся жить в архитектуре, искусстве и обычаях многих городов бывшей огромной Царской империи. "Эспрессо" предлагает серию статей, посвященных древним российским городам, свидетелям постоянных колебаний между европейским и азиатским началами в золотой Пушкинский век, сумевшим пережить потрясения века двадцатого. И вместо того, чтобы начинать с сердца "империи" (Москвы или Петербурга), мы сочли, что интереснее начать с ее границ, мало известных, но не менее притягательных. Выражением самой сути городов Дальнего Востока является Владивосток. Его название происходит от русских слов "владеть" и "восток" и означает "Владетель Востока". Владивосток - столица Приморского края и расположен он в южной части живописного полуострова Муравьева-Амурского. 630.000 жителей города - в основном рыбаки, моряки и студенты. Он основан как военный форпост и многие десятилетия из-за важности своего стратегического положения был закрыт: там располагался Тихоокенский порт Советского Военно-морского флота. Если вас занимают военная история, исторические здания, природные красоты или просто российская культура, Владивосток предоставит вам множество самых разнообразных возможностей удовлетворить ваш интерес и расширить его.
История
20 июня (2 июля по грегорианскому календарю) 1860 года военно-транспортное судно Маньчжур, под командованием капитана Алексея К.Шефнера направило свои шлюпки к тому месту, которое сегодня нам известно как Бухта Золотого Рога, чтобы построить форпост, которому было дано имя Владивосток. В 1862 году форпост Владивосток стал официально называть портом и ему был дан статус Порто-Франко, с тем чтобы облегчить и поощрить торговлю. В 1891 году началось строительство самой длинной в мире железной дороги, Транссибирской магистрали, которую царь пожелал построить, чтобы иметь современную и быструю линию связи, соединяющую все города Российской Империи, и работы начались также во Владивостоке. Уже в 1897 году открылось регулярное сообщение с Хабаровском, расположенным приблизительно в 800 километрах. Город был непосредственно вовлечен в события первой русской революции, и в начале 1906 года им руководили повстанческие военные отряды. С 1916 по 1922 год здесь находили убежище противники новой советской власти и население Владивостока выросло с 97.000 до 410.000 жителей. Здесь укрылись 650 предствителей интеллигенции, бежавших из Москвы и Санкт-Петербурка. После победы большевиков большая часть населения эмигрировала в Австралию, Китай и США, так что в 1926 году население насчитывало только 108.000 жителей. Новое правительство тотчас же осознало стратегическую значимость города и немедленно установило прямую авиационную связь с Москвой, а в 1932 году город стал основной базой Тихоокеанского флота. С 1930 по 1970 год ни один турист и ни один российский гражданин, если он не был жителем города, не мог посетить Владивосток, бывший важнейшей военной базой и местом постоянной дислокации Тихоокеанского флота.
Эта изоляция была нарушена только в 1974 году, во время исторической встречи тогдашнего Генерального секретаря Коммунистической партии Леонида Брежнева и Президента США Джеральда Форда, состоявшейся именно здесь. Но это был лишь краткий эпизод, и ворота города снова оказались закрыты для всех. Разрешения на доступ во Владивосток для иностранных граздан пришлось ждать до 1992 года, когда распался Советский Союз.
Владивосток сегодня
Архитектурный облик Владивостока - это смесь различных стилей. Здесь нет ни небоскребов ни бесконечно длинных мостов, которые могли бы стать его символом, подобно тому, как это происходит в других городах мира, но от исторического центра исходит специфическое очарование "прекрасной эпохи". Здесь можно найти множество необычных зданий, построенных между 1880 и 1890 годом. Разнообразные архитектурные стили несут на себе отпечаток западной и восточной культр. Великолепные постройки, подобные гостинице Версаль, построенной в 1909 году архитектором Мешковым, на улице Светланской номер 10, Театр им. Пушкина, здание почтово-телеграфной конторы, торговый дом "Кунст и Альберс", построенный в 1906 году архитектором Юнгхенделем, отель "Немецкий", где в настоящее время располагается "Итальянское кафе", и многие другие делают Владивосток уникальным городом. В его центре, если идти по улице Адмирала Фокина, еще можно полюбоваться на немногие сохранившиеся следы того, что когда-то было китайским кварталом. Дойдя до конца улицы, вы увидите перед собой панораму порта с пришвартованными в нем яхтами, громаду футбольного стадиона и неброский Итальянский ресторан. Летом любимое место прогулок жителей - набережная, сюда приходят чаще всего. Многие загорают на небольшом пляже, едва выйдя из ближних офисов центра. Самый большой и полный из всех музеев - несомненно музей, посвященный Владимиру Арсеньеву, знаменитому исследователю российского Дальнего Востока начала ХХ века. Город, конечно же, интереснее всего посещать летом, во время праздников и торжеств у вас будет возможность любоваться военными парадами, концертами, военными салютами и фейерверками. А во второе воскресенье октября ежегодно устраивают необычный праздник: день Тигра. В этот день молодежь надевает костюмы цвета шкуры знаменитого животного. Таким способом всем напоминают, что отныне стоит не столько бояться этого хищника, сколько пытаться защитить его от браконьеров и не допустить его полного исчезнования. Уссурийский тигр, символ города Владивостока, к сожалению занесен в красную книгу животных, которым угрожает исчезновение.
Транссибирская магистраль
Знаменитая Транссибирская магистраль начинается в Москве и заканчивается во Владивостоке. Это удивительное творение инженерной мысли, которое многие называют восьмым чудом света, был начато в 1891 году и завершено в 1916. Транссиб был построен и как символ единства всей России, и чтобы, соединив расположенные на нем города, способствовать развитию Дальнего Востока. В 1912 году во Владивостоке был построен вокзал в том же архитектурном стиле, что и вокзал в Москве, по проекту архитектора Плансона. В последующие годы, с приходом Советской власти, многие его части были снесены и переделаны, но в 90-х годах вокзалу был возвращен его первоначальный облик 1912 года. На табличке на передней части локомотива выбит номер 9.288: это километры, которые отделяют город Владивосток, и, если хотите, Тихий океан, от Москвы. Сегодня 12 пассажирских поездов соединяют Владивосток с Сибирью и Западной часттью России, поезд-экспресс "Россия" прибывает в Москву через 6 с половиной суток.
|