Номер 8(99)
Большая Восьмерка или семь плюс один – зависит от России
В конце этого года обозначился новый виток обострения отношений между Россией и международной общественностью. Сразу два события - принятие Думой в первом чтение закона об НКО и сделка по продаже противоракетных комплексов Ирану - вызвали жесткую реакцию со стороны американских политиков.
Что касается нового законопроекта, то многие отмечают, что документ дает возможность поставить под такой жесткий контроль деятельность всех некоммерческих организаций на территории России, что это может нанести серьезный удар по целому сегменту экономики, который существует благодаря их деятельности. В развитых странах некоммерческие организации часто содержат исследовательские, учебные и прочие институты, а также поддерживают их существование в других странах. В России известным примером деятельности некоммерческой организации был фонд Сороса, который раздавал гранты и таким образом давал возможность выживать тем бюджетным служащим, которых государство бросило на произвол судьбы. Безусловно, в рамках нынешней вертикально-интегрированной модели российской политики деятельность НКО не приветствуется, и именно в этом вопросе сталкиваются проблемы наличия политической оппозиции и проблемы жизненного и образовательного уровня населения. Например, если некоммерческая организация, благотворительный фонд финансирует проект по компьютаризации и установки интернета в сельских школах, то это безусловно действие, которое должно заслужить всяческое одобрение властей. Но с другой стороны, получив доступ в таким информационным ресурсам, люди автоматически получат доступ и к информации не только официальных кремлевских каналов или газет, но и к критически настроенной части политиков. В этой ситуации, боязнь дать населению доступ к информации приводит и к серьезному снижению политической активности населения, что в конечном итоге делает процессы выборов власти не нужными и в крайнем проявлении ведет к формированию тоталитарного режима. Именно поэтому вопрос об НКО, казалось бы незаметный, становится важной вехой развития российского общества. Даже недавно сформированная Общественная палата, от которой трудно было ожидать проявления политической активности, подвергла критике принятый законопроект.
Из внутреннего вопроса проблема НКО перерастает уже в вопрос международной значимости. Во-первых, потому что для президента Буша его равнодушное отношение к ужесточению политического режима в России постепенно становится больным местом, по которому не замедлят ударить его политические соперники. Поэтому не случайно, что представитель США прибыл в Москву чтобы обсудить ряд вопросов, в том числе и закон об НКО и донести до российского президента беспокойство его американского коллеги.
Во-вторых, неудовольствие в отношение России исходит и от Германии, где на смену большого друга России Герхерда Шредера пришла г-жа Меркель, которая занимает более отстраненную позицию по отношению к происходящему в России. Отметим например, что именно сейчас в Германии раскручивается скандал, связанный с причастностью близкого друга и соратника Путина, министра телекоммуникаций Леонида Реймана к проведению операций через Коммерцбанк, что несколько напоминает расследования по делу Мабетекса при ельцинском режиме.
Проблема НКО может быть и могла бы не оказаться в центре скандала, если бы не решение России о поставке вооружения Ирану. Хотя формально в отношение Ирана не введено никаких санкций и поставляя туда вооружение Россия не нарушает никаких международных конвенций, все же после смены правящего режима в этой стране она безусловно является угрозой для развитых стран, пусть даже угрозой потенциальной. Желание Кремля заработать на продаже оружия понятно, но западным партнерам видимо было бы приятнее, если бы страна нашла другую возможность диверсифицировать свои экспортные доходы. Так или иначе, вопрос о сделке с Ираном стал безусловно серьезным толчком для ужесточения позиции Запада по отношению к России.
О развитии отношений России и Большой Семерки в ближайшем будущем можно будет судить по двум моментам. Во-первых, по второму чтению закона об НКО. Если оно будет перенесено на следующий год, то тогда можно будет уверенно говорить о пусть маленькой, но все же победе демократичесик настроенной части общества. Политическая ситуация этому благоприятствует: скорее всего власть сделает закон об НКО разменной монетой для того, чтобы о продаже вооружения Ирану забыли.
Вторым важным моментом, однако, является вопрос о саммите Большой Восьмерки в Петербурге. В 2006 году Россия становится председателем Большой Восьмерки и предполагается, что президент Путин буде принимать своих коллег в Петербурге летом 2006 года. Однако недавно в прессе появилась информация, что страны семерки обсуждают возможность перенести место встречи в другую страну. Произойдет это или нет - покажет время, но ясно одно: пока Россия сама не начнет заботиться о демократии у себя дома, ее членство в Большой Восьмерке всегда будет неполным и Восьмерка всегда будет работать скорее в формате семь плюс один.
|