Номер 4(103)
СВЕТОЗАРНАЯ РОССИЯ
На выставке в Московском архитектурном музее свыше сорока световых инсталляций - произведений искусства, созданных Тарджетти
Мало где еще на свете контрасты так заметны, как в Москве. Контрасты в первую очередь социальные - между оголтелым богатством новых миллионеров и обескураживающей бедностью большинства. Контрасты архитектурные - между современными монолитными домами и древними монастырями, которые высятся рядом, не обращая друг на друга внимания. Контрасты климатические - между суровой русской зимой и долгими летними днями, когда теплая погода и свет, - главное, конечно, свет - призывают людей допоздна задерживаться на улице.
В этом противоречивом "белокаменном" европейском городе, где, по слову одного из ее славнейших сынов, Александра Сергеевича Пушкина, "как жар крестами золотыми горят старинные главы", именно свет является элементом необычайного культурного единства и преемственности между прошлым и настоящим. И это настоящее, преломляющееся в различных формах искусства, по-своему истолковывает Коллекция искусства света Targetti Light Art Collection, представленная во Всероссийском архитектурном музее им. Щусева. Выставка продлится с 1 июня по 25 июля этого года.
Компания Тарджетти уже осуществила в России несколько весьма значительных светотехнических проектов: она оформила мост Собора Христа Спасителя на Москве-реке, выставку проектов Нормана Фостера, идущую сейчас в Пушкинском музее, и великолепный Казанский Собор в Санкт-Петербурге - подлинный шедевр русского неоклассицизма, построенный в первой половине 19 века в ознаменование победы над французами. Кроме того, Тарджетти - автор светового оформления престижных торговых центров - "Самара", ЦУМ и "Реал", а также бизнес-центра "Крылатские холмы", принадлежащего компании Абрамовича "GMI Development". "Тарджетти", флорентийская компания, выросшая из магазинчика электротоваров в районе Санта Кроче в 1928 г., и ставшая со временем одной из ведущих фирм мирового рынка в сфере архитектурного интерьерного и внешнего освещения, всерьез пришла в Россию в конце 90-х годов, одновременно с началом экономического бума, который глубоко изменяет страну.
Что касается Архитектурного музея, достаточно сказать, что это первый архитектурный музей в мире, созданный по инициативе советских архитекторов в 1934 г. Здесь представлено лучшее в российской архитектуре последнего века, в рисунках, проектах и макетах в уменьшенном масштабе. В настоящее время Музей позиционирует себя не только как место собрания произведений искусства, но и как центр продвижения и популяризации искусства и техники, принадлежащих миру проектирования пространства. При этом особый упор делается на междисциплинарный характер соответствующих начинаний. Об этом свидетельствуют многочисленные выставки архитектурной фотографии (среди последних назовем выставки Исозаки, Болтянского и Русского авангарда), конференции, международные конкурсы и кампании по реставрации памятников, находящихся под угрозой разрушения. Всё это характеризует последний период деятельности Музея, проходящий под мудрым руководством Давида Саркисяна.
Коллекция Тарджетти также первенствует в своей области, вот только, как ни парадоксально, об этом больше известно заграницей, чем в Италии. Прошло чуть меньше десяти лет со дня ее создания, и теперь она считается одной из известнейших в мире коллекций light art. Ее постоянное местопребывание - Италия, Флоренция, вилла 15 века Ла Сфаччата, некогда принадлежавшая семье Веспуччи. Это необыкновенное собрание картин и скульптур из искусственного света обязано своим появлением на свет мысли о том, что эту прелестную первоматерию нельзя ограничивать техническими и функциональными задачами, а также осознанию того, что между художественным творчеством и промышленным новаторством существует тесная взаимосвязь (о ней прекрасно сказал Лучо Фонтана в своем первом Космическом манифесте 1947 г.: "Мы отказываемся считать, что искусство и наука - отдельные области").
Призыв, с которым Паоло Тарджетти обратился к художникам, - создавать произведения искусства, пользуясь светом так, как они чувствуют, - идеально ложится на эту почву, и привел к результатам, которые намного превзошли ожидания самого автора идеи. Зрители Флоренции, Милана, Любляны, Рима, Буенос-Айреса, Феррары, Лиона, Варшавы, Нью-Йорка, Лондона и Вены (на сегодняшний день свыше трех миллионов посетителей) уже имели возможность оценить уровень произведений, представленных в коллекции. Среди них выделяются работы таких авторитетных художников, как Жильберто Зорио, Олафур Элиассон, Джеймс Тёррелл, Фабрицио Плесси и Пуарье, а также стопроцентных флорентийцев Франко Йонда, Фабрицио Корнели, Донателла Меи и Патрицио Травальи.
С первого июня настает очередь московских любителей искусства, которые смогут полюбоваться, в частности, двумя инсталляциями, созданными специально для выставки в Музее архитектуры имени Щусева. Их авторы - настоящие звезды архитектуры и современного искусства, вундеркинд Андрей Савин, один из самых известных архитекторов новой России, и Александр Бродский, являющийся, по общему мнению, настоящим учителем теоретической архитектурной мысли. Именно Бродский будет главным действующим лицом российского павильона на сентябрьской Венецианской Бьеннале. Помимо одного из представленных на московской выставке произведений, он создал художественное оформление экспозиции.
Тоскана будет представлена в московском музее архитектуры также художественным руководителем выставки Амноном Барзелем, бывшим художественным руководителем Targetti Light Art Collection и Музея Печчи в Прато.
В общем, для серьезного успеха флорентийской творческой школы есть все предпосылки. И поскольку у итальянцев очень хорошо получается быть пророками в чужом отечестве, и только потом, во вторую очередь, собирать на родине плоды импортированной известности, то можно пожелать, чтобы Москва подарила коллекции Тарджетти поистине беспрецедентный успех. Тот успех, благодаря которому наши итальянцы в России, приехав домой в отпуск, смогут с гордостью рассказывать о маленьком чуде, взращенном и регулярно обновляемом флорентийской фирмой, которая, работая в 90 с лишним странах, тем не менее, остается детищем своего города и воплощает с самоотдачей и энтузиазмом его призвание к распространению культуры.
Выставка открылась 1 июня и будет открыта для посещения до 25 июля в Музее Архитектуры им. Щусева по адресу:
119019, Москва, ул. Воздвиженка, 5
Метро: "Библиотека Ленина", "Арбатская", "Александровский сад"
Сайт музея:
http://www.muar.ru
|