Номер 5(104)
Итальянцев в виде исключения допустили к российской авиастроительной промышленности
Впервые иностранная компания смогла получить более 25% российского авиастроительного предприятия. Итальянская компания Alenia Aeronautica получила право на приобретение 25% плюс одна акция предприятия "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Для этого потребовалось вмешательство президента Путина, который вместе с премьер-министром Италии Романо Проди договорились о стратегическом сотрудничестве между компаниями. Вместе итальянцы и россияне будут строить среднемегистральный пассажирский лайнер RRJ.
Cлучившееся еще не означает изменения отечественного законодательства в отношении покупок иностранцами акций авиазаводов. Но аналогичных исключений могут потребовать и претенденты на другие российские активы.
Госхолдинг "Сухой" и итальянская Finmeccanica смогли договориться о стратегическом сотрудничестве, а их дочерние компании ГСС и Alenia Aeronautica о конкретных действиях по доработке, выпуску и продвижении на мировом рынке российского регионального самолета - Russian Regional Jet (RRJ).
В рамках этого соглашения, которое должно быть одобрено на уровне правительств двух стран, компания Alenia Aeronautica получит акции ГСС. Вместе с этим итальянцы обязуются участвовать в финансировании программы RRJ в объеме не менее 25% от бизнес-плана, передает РИА "Новости".
Программа с учетом разработки и организации выпуска российско-французского двигателя SaM 146 оценивается в 1,5 млрд долларов. Однако, по словам гендиректора Finmeccanica Джорджио Заппа, общий объем вложений итальянской стороны составит 200-250 млн долларов. Глава "Сухого" Михаил Погосян отметил, что более 100 млн долларов из них пойдут на оплату акций ГСС. Впрочем, оценка компании еще не проведена ни той ни другой стороной.
Для успешного продвижения RRJ, самолета не 75-100 мест, на европейских и американских рынках стороны планируют создать в Европе совместное предприятие по продаже и послепродажному обслуживанию самолетов. Кроме того, Alenia Aeronautica делегирует своих специалистов для работы в ГСС по направлениям "современные материалы и системы", "сертификация", "закупки", "продажи" и "послепродажное обслуживание".
Семейство региональных самолетов типа RRJ будет представлено шестью моделями: RRJ-60, RRJ-75, RRJ-95, вместимостью, соответственно, 60, 75 и 95 мест, с обычной и увеличенной дальностью полета. Первый полет намечен на ноябрь 2006 года, начало эксплуатации - на конец 2007 - начало 2008 года.
По оценкам представителей компании "Сухой", объем рынка самолетов семейства RRJ до 2023 года оценивается в 5,5 тысячи единиц. В денежном выражении это составляет около 100 млрд долларов. Всего, по самым скромным планам, СГГ собирается произвести не менее 700 таких самолетов. По прогнозам, 35% самолетов может быть продано в Северную Америку, 25% - в Европу, 10% - в Латинскую Америку и по 7% в Россию и Китай.
Без участия высшего руководства России заключение подобной сделки было бы невозможно. Участие иностранных юридических и физических, а также аффилированных с ними лиц в российских авиационных предприятиях по закону "О госрегулировании развития авиации" от 1998 года допускается в объеме менее 25%, то есть 25% минус одна акция.
Специальной для сделки между "Сухим" и Finmeccanica правительство в виде исключения снимет это ограничение. Принципиальная договоренность об этом была достигнута в марте на встрече президента Владимира Путина с главой Finmeccanica Пьером Франческо Гуаргуальини.
До сих пор именно ограничения в законодательстве становились причиной ухода иностранцев из российских проектов. Между тем, по оценкам отраслевых экспертов, многие иностранные инвесторы сейчас заинтересованы в приобретении акций российских авиазаводов.
И у каждой зарубежной стороны наверняка найдутся сильные лоббисты в верхних эшелонах власти, которые могут потребовать для себя таких же исключений, какие получили итальянцы, но в федеральных органах пока не уточняют, насколько прецедент "Сухого" и Finmeccanica может стать практикой.
|