Номер 1(106)
Почетные члены Ротари клуба "Москва Ренессанс": Константин Лифшиц
Константину Лифшицу 30 лет, он просто неприлично молод для своего мастерства, для той всемирной известности, которая сопровождает каждое его выступление. Понимающие и любящие музыку люди во всем мире стараются не пропускать ни одного его выступления, потому что каждое его выступление сулит такие открытия и такую глубину, которая не снилась другим исполнителям.
Родился в 1976 году в Харькове. Ещё ребенком он долгими часами играл по слуху и увлеченно импровизировал, а в пять лет был принят в Среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных в класс известного педагога Татьяны Зеликман.
К тринадцатилетнему возрасту Константин Лифшиц дал уже несколько сольных концертов в разных городах страны. Знаменательным для музыканта оказался 1990 год, когда он стал стипендиатом программы "Новые имена" Российского Фонда культуры и впервые дебютировал в Лондоне. Затем последовали концерты пианиста в других странах Европы и Японии.
В 1995 году после окончания школы имени Гнесиных Константин Лифшиц поступил в Лондонскую Королевскую академию музыки в класс выдающегося педагога Х.Милна и параллельно в Академию музыки имени Гнесиных в класс профессора В.Троппа. Как писала в своей статье Мирра Яковлева: "Выпорхнувший из Гнесинской школы пианист - любимец и гордость ее, гость в Москве нечастый". Только в сезоне 2005/2006 состоялись сольные концерты К.Лифшица в Бостоне, Сан-Диего, Сан-Хосе, Вашингтоне, Чикаго, Лос-Анжелесе, Сиэтле, Сан-Франциско и других городах США, а также в Германии, Италии, Франции, Японии и всего два или три концерта в России.
Константин Лифшиц играл практически во всех музыкальных столицах Европы и Японии, где музыкант выступает особенно часто как с сольными программами, так и с оркестром.
"А в моей памяти, будто сегодня, его первый "сольник" в 1992 году в Рахманиновском зале Консерватории. - пишет М.Яковлева - Худощавый, чернокудрый, скромно сжатый в себе 15-летний Костя, ученик одного из самых блестящих наших педагогов Т.А.Зеликман, играл в тот вечер сложнейшие и не самые популярные сочинения Шумана, Листа, Скарлатти, Скрябина, заставив весьма требовательных слушателей забыть, что перед ними подросток. Впрочем, еще за год до этого, сольное выступление Кости в Октябрьском зале Дома Союзов ошеломило слушателей недетским философским осмыслением жизни, глубинным проникновением в природные особенности композитора и умением говорить именно его языком… Оставаясь поклонником романтической музыки Лифшиц, вместе с тем, искал свое выражение сложных, редко исполняемых опусов мирового классицизма. И рос, рос…".
Откровением для любителей музыки стали сольные концерты Константина Лифшица в Большом зале Консерватории, в программе которых прозвучали 48 прелюдий и фуг Баха и 24 прелюдии и фуги Дм.Шостаковича.
Константин Лифшиц сочетает в себе гульдовскую детскую открытость и чистоту сознания с романтизмом мастеров уровня Святослава Рихтера и Григория Соколова. Именно Константина Лифшица можно назвать своеобразным последователем почти вымершего сейчас музыкального стиля - исполненного бесконечной глубины, красоты и благородства. Сыграть в один вечер 24 прелюдии и фуги - напряжение, не сравнимое в музыке, наверное, ни с чем. И дело даже не в технических сложностях, которых навалом у Баха, виртуозно игравшего на органе и клавире. Гораздо большую проблему представляет для исполнителя интеллектуальная насыщенность пьес, их глубокий смысл, масштабность и пафос.
Как писала о Баховском концерте Константина Лифшица Мирра Яковлева: "В абсолютном единении с инструментом, не глядя на клавиши, творил он баховской вязью своё, всегда новое сказание о жизни, душой делясь с залом самым сокровенным. В этом неземном разговоре не было пустых мест, невзначай брошенного слова. Каждый звук, фраза имели свой смысл: то спор с самим собой в сомнениях и ярости, то просветленная ясность и покой, то неотступная решимость сопротивления и борьбы с нарастающими трудностями новых времен. Всемогущая техника пианиста позволяла придать этой вязи разность оттенков, акцентов, где самое тихое "пиано" не пропадало втуне".
Сегодня К.Лифшиц является одним из наиболее интересных музыкантов молодого поколения. Он постоянно сотрудничает с такими выдающимися пианистами современности и педагогами, как А.Брендель, Т.Гутман, К.-У.Шнабель, Ч.Розен, Р.Тюрек, Фу Тсонг и другими. Пианист выступает в крупнейших залах мира с сольными программами, а также в сопровождении таких известных коллективов, как оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский Национальный оркестр, "Молодая Россия", Чикагский симфонический, Молодежный оркестр Европейского союза, "Виртуозы Москвы", "Солисты Венеции", Филармонический оркестр Монте-Карло, Пражский камерный оркестр, камерный оркестр Великобритании, Токийский симфонический, Берлинский симфонический, Новый Европейский струнный оркестр, и другие.
Среди дирижеров, работавших с Константином Лифшицем - Б.Хайтин, Ю.Темирканов, М.Растропович, С.Сондецкис, Э.Клас, Н.Мэрринер, В.Спиваков, П.Феранец, Д.Герингас, Л.Джозефович и другие. Партнерами пианиста в камерных ансамблях были Г.Кремер, Б.Давидович, М.Майский, Л.Хэррел, Б.Джуранна, Л.Джохефович.
Константин Лифшиц записал 15 дисков. В 1995 году он был удостоен звания лауреата престижной премии "Новый артист года", которую музыканту присудило компетентное международное жюри в Гамбурге.
Запись "Гольберг-вариаций" И.С.Баха, выпущенная в 1996 году фирмой Debut Recording, была номинирована на премию "Грэмми" как самая яркая и сильная пианистическая интерпретация со времени исполнения Г.Гульда. "Нравится это кому-то или нет, но существование гения такого масштаба, как Лифшиц, бессмысленно отрицать. Он неопровержимо присутствует, как Каллас или Глен Гульд, и мы должны признать это явление" (газета Бостон Глоуб, США)
Константин Лифшиц член Попечительского Совета Московского конно-спортивного клуба инвалидов и неоднократно давал благотворительные концерты в пользу МККИ, в том числе и в резиденции бывшего Посла Великобритании в России Сэра Родерика Лайна, который, как и Константин Лифшиц, является Почетным членом Ротари клуба "Москва Ренессанс".
Недавно Константин Лифшиц дал очередной благотворительный концерт в Московском международном Доме музыки - концерт, вырученные средства от которого пойдут на восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.
В рамках благотворительного концерта в камерном зале московского международного Дома Музыки на Космодамианской набережной Лифшиц играл "Французские сюиты" - сложнейшее произведение композитора, взяться за которое рискнет редкий пианист. Двухчасовой концерт прошел на одном дыхании: слушатели с восхищением внимали музыке Иоганна Себастьяна Баха.
"Композитор Бах был очень набожным человеком, - сказал настоятель Храма Валентин Асмус во вступительном слове перед началом концерта. - Человеку не дано познать в этой жизни, какая музыка звучит в царствии небесном, но музыка, которая прозвучит в этом зале, по праву может называться божественной".
Великое исполнение Баха тоже было божественным и никого не оставило равнодушным, гениальность композитора и музыканта в этот вечер сотворили чудо. Музыканта долго не отпускали со сцены, пока, наконец, он не исполнил отрывок произведения на бис. Присутствовавший на концерте директор музыкальной школы им. Гнесиных М.С. Хохлов, потрясенный силой исполнения, стоя аплодировал своему бывшему ученику.
Долгого счастливого пути Вам, Маэстро, а мы будем ждать ваших приездов домой и предвкушать новые откровения в вашей музыке.
|