Номер 1(106)
Возвращение на холод
После периода улучшения отношений между Россией и Западом в начале 2000-х на почве общей борьбы с исламистским терроризмом в последние годы вновь наступил спад, во многом вызванный взаимонепониманием. Представители российской элиты, искреннее полагавшие страны СНГ зоной влияния России, не могли понять почему ЕС и США не приняли предложения о "геополитических разменах", делавшиеся несколько лет назад, и поддерживают т.н. "цветные революции", выводящие из сферы влияния России одну страну за другой и блокируют инициативы по восстановлению российского влияния на пространстве бывшего СССР. Кроме того, миллиарды нефтедолларов, существенно укрепившие отечественную экономику, позволили российскому руководству поставить вопрос о возвращении страны в "концерт великих держав". С другой стороны представители Запада с недоумением присматривались к попыткам российского руководства наладить сотрудничество с Ираном и различными радикальными арабскими режимами и организациями, его претензиям на глобальную мощь и попыткам "привязывать" к себе соседей с помощью цен на газ.
Эти разногласия а также существенное сокращение списка вопросов, по которому России нужно было договариваться с США (наиболее известный из них - вступление в ВТО - был урегулирован в ноябре 2006) привели к тому, что (по крайней мере нам вербальном уровне) Россия начала готовиться к противостоянию с США и все более активно позиционировать себя как ведущего и некомандного игрока на мировой арене. Введение Госдепартаментом США в начале января 2007 санкций против трех российских оружейных компаний, подозреваемых в сотрудничестве с Ираном и Сирией, было расценено как попытка недобросовестной конкуренции (хотя реально санкции носят скорее символический характер, поскольку российское оружие ни в США, ни страны НАТО не поставляется), а лексиконе российских политиков, дававших комментарии по этому поводу появились подзабытые советские термины вроде "мирового жандарма". Не улучшило отношения и объявление США о намерении разместить в Польше и Чехии радар и противоракеты системы ПРО. И хотя Вашингтон многократно публично заверял, что и то и другое направленно исключительно против иранской ракетной программы, но само расположение радара, позволяющее "просвечивать" европейскую часть России, вызвало у ряда российских политиков опасения, что таким образом США страхуют себя также и от возможного ответного ядерного удара со стороны России. Впрочем, не факт, что ракеты все же будут установлены - ни поляки, ни чехи не горят особым желанием организовывать подобные базы, опасаясь, что в случае начала военного конфликта их территория станет местом прицельного бомбометания враждующих сторон. Размещение могут сорвать и слишком завышенные запросы восточноевропейских элит уже сейчас требующих у СШа безвизового въезда для своих граждан, финансовой поддержки и оснащения армий американским ракетным оружием.
Впрочем, вне зависимости от того, будут ракеты установлены или нет, они уже стали фактором пропагандистской войны по поддержанию имиджа действующих президентов РФ и США как решительных лидеров.
Со своей стороны у представителей Запада вызывают раздражение попытки "закрытия" определенных отраслей. Согласно новому законопроекту, к стратегическим отраслям отнесены: производство специальной техники, вооружения и военной техники, стали и сплавов специальных свойств, авиастроение, космическая деятельность, атомная энергетика, разработка участков недр федерального значения, всего около 40 отраслей. В частности, стратегические месторождения предполагают запасы нефти свыше 70 млн. тонн, газа - свыше 50 млрд. кубометров, меди - свыше 500 тонн. Российские власти рассматривают это "закрытие", как и составление списков стратегических предприятий, куда иностранцы не смогут быть допущены ни при каких обстоятельствах, как ответ на принимавшиеся в ряде стран ЕС нормативные акты, запрещавшие "Газпрому" участвовать в приобретении местных компаний (европейцы в этом случае оправдываются тем, что опасаются шантажа со стороны могущественной госкомпании).
Еще одним вопросом, вызвавшим раздражение (и плохо скрываемый ужас) у США стала попытка России добиться организации "газового ОПЕК" и наладить сотрудничество с основными странами -производителями нефти. В рамках этой политики Владимир Путин в начале февраля совершил молниеносную поездку по странам аравийского полуострова, посетив ведущего производителя нефти Саудовскую Аравию, эмират Катар, являющийся ведущим производителем газа и Иорданию. Российские нефтяники и газовики ведут переговоры о сотрудничестве с Алжиром - вторым крупным экспортером газа в Европу. В ответ ЕС начал активно давить на Россию, с тем чтобы она ратифицировала Энергетическую хартию, которая открыла бы иностранным компаниям доступ к российской газотранспортной системе и уничтожила экспортную монополию "Газпрома", а на январской ассамблее ПАСЕ даже был заслушан доклад на тему "Угроза использования поставок энергоносителей в качестве инструмента политического давления" и принята весьма жесткая резолюция, в которой говорилось, что "в интересах всех государств-членов стремиться открыть для внутренней и внешней конкуренции систему перекачки газа, обеспечивая, таким образом, достаточные инвестиции в добычу газа и его перекачку с целью покрытия внутренних потребностей, а также исполнение экспортных обязательств".На Западе опасаются, что в случае возникновения второго энергетического картеля страны-производители нефти и газа смогут диктовать свои условия (в том числе и политические) странам-потребителям. Россия же не говорит окончательно ни да ни нет, стремясь заставить своих западных партнеров побольше понервничать и предложить наилучшие условия для российских компаний. Тем более, что сам проект подобного картеля вызывает у экспертов большие сомнения - его потенциальные участники в недалеком будущем вполне могут стать жесткими конкурентами за тот или иной рынок.
|
|