Номер 8(53)
В Большом - «Легенда о любви»
Около трех сезонов назад из репертуарной афиши Большого театра исчез балет Юрия Григоровича «Легенда о любви» - «непревзойденный шедевр Мастера», по словам отечественных балетоведов.
До этого времени спектакль украшал подмостки Большого без малого три с половиной десятилетия. На нем воспитывалось несколько поколений блистательных танцовщиков. Исполнители воспринимали «Легенду» как своеобразную школу постижения мастерства.
Когда на пост художественного руководителя Большого театра был назначен Геннадий Рождественский, то Юрию Григоровичу было предложено восстановить свои балеты, которые по разным причинам «выпали» из репертуара. Первым стало «Лебединое озеро» - весенняя премьера прошлого сезона. Тогда же была запланирована «Легенда о любви». План оказался выполненным в срок, несмотря на очередную перестановку в руководящем составе главного театра страны.
Юрий Григорович работал над восстановлением «Легенды о любви» около двух месяцев вместе со своим постоянным ассистентом Наталией Бессмертновой - великой балериной, первой московской исполнительницей Ширин - одной из двух главных женских партий. Скажем сразу, что старательные попытки талантливых артистов нынешнего поколения не смогли приблизиться к тому «накалу страстей», которые перелетали в зрительный зал в 60-е годы. И причины тому исторические, а не профессиональные.
Когда-то «Легенда о любви» звучала гимном многонациональному братству, синонимом общечеловеческого товарищества: основой балета послужила пьеса турецкого коммуниста Назыма Хикмета, музыку написал молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов, русские хореограф и артисты воплотили замыслы на сцене. Сегодня этот пафос исторически потускнел. В не меньшей степени потеряла свою актуальность идея борьбы личного чувства и общественного долга – главный герой славный художник Ферхад отказывается от своего счастья во имя счастья народа, повторяя подвиг Прометея. Только добывает он для измученных жаждой сограждан воду, пробивая скалу. Эта тема приобрела плакатно-схематический смысл. Потускнела в наши жесткие дни и тема жертвенности – царица Мехменэ Бану отдает свою красоту ради спасения жизни младшей сестры.
Все режиссерско-хореографические новации Юрия Григоровича, открытые «Легендой», были доведены им самим до совершенства в его же более поздних спектаклях, среди которых «Спартак», «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта». Это и танцевальный симфонизм, и пластическая стилизация, и элементы акробатики, и четкая режиссура. Излишне лаконичными и скромными смотрятся сегодня декорации - большой старинный фолиант, созданный замечательным художником, постоянным соавтором хореографа Симоном Вирсаладзе.
Солисты и «поддерживающий» их танец кордебалет танцуют, бесспорно, хорошо. Придворные, стража, воины, народ старательно и чисто выполняют все движения, замирая в изысканных позах во время танца солистов. Когда-то историки балета назвали это нововведение «крупными планами» и «лирическими метафорами». Оба состава исполнителей, а ими являются лучшие танцовщики Большого: Николай Цискаридзе, Дмитрий Белоголовцев, Анна Антоничева, Марианна Рыжкина, Надежда Грачева, Мария Аллаш, Марк Перетокин, Алексей Поповченко, - честно «переживают», пытаются передать страсти, не известные им по жизни и не ставшие еще предметом философских обобщений, как случается это в программных классических балетах.
Новаторско-революционный пафос уже исчез, а время, когда этот балет станет (в чем мы не сомневаемся) предметом классики еще не наступило. И все-таки замечательно, что балет вернулся на подмостки, потому что он, несомненно, имеет своего зрителя. Тем, кто не верит, рекомендуем сходить на «Легенду о любви» и убедиться, с каким восторгом принимают зрители этот спектакль. А то, что публика умеет быть строгой, она показала на последующем вечере, посвященном вручению Международной премии «Бенуа де ля данс», освистывая исполнения, не имеющие права называться искусством.
Так что зрители голосуют – за «Легенду о любви». А они, как известно, всегда правы.
|