Номер 9(54)
Дизайн Вселенной
Итальянский Институт Культуры и Посольство Италии в сотрудничестве с российскими музеями представляют творчество итальянского художника Массимо Сколари.
Музей Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина выставляет живопись и графику этого автора. Имя Сколари в России почти никто не знает, тогда как в Европе он достаточно известен. В эпоху, когда искусство живописи переживает не лучшие времена, Сколари упорно продолжает писать акварелью свои странные картины. Узнаваемая манера и интеллектуальная подоплека работ создают стиль мастера.
Одновременно в Музее архитектуры выставляются объекты дизайна Массимо Сколари – это еще одна сторона его творчества. Сколари редактирует ряд изданий по интерьеру: “Controspazio”, “Casabella”, “Lotus International”, является директором журнала “Eidos” и планирует мебель для Джоджетти. Среди наиболее известных объектов, созданных автором, – “крылатая” скульптура для нового входа в Corderle dell’ Arsenale на Венецианской биеннале в 1991 году. К образу художника и дизайнера примыкает и третья ипостась – архитектора. Сколари – архитектор по образованию, и это явственно отражается в его творчестве: картины автора похожи на футуристические архитектурные проекты или реконструкцию никогда не существовавших зданий.
Пустынные пейзажи, ландшафты с прочеканенным рельефом, будто высеченные скульптором или игрушечные, такие же фантастические города, меланхолия и безлюдность составляют живописный мир Сколари. Если в картине появляются антропоморфные фигуры, то это полулюди, мутанты и чудища, вроде героев Босха, и похожи они на скульптуру или окаменевшие тела. Художник конструирует их, как и другие объекты, подходит к персонажу с точки зрения дизайна. Все потому, что Сколари занят эпическими задачами нечеловеческого размаха: реконструировать Ноев Ковчег, построить Вавилонскую башню и т.д. – не до людских страстей тут. Он сродни персонажам Борхеса, ищущим имя Бога, блуждающим в дебрях мистики, мифологии и фантасмагории.
Итальянские критики в исследованиях творчества Массимо Сколари подчеркивают влияние на него наследия великих мастеров: флорентийскую четкость композиционных конструкций, утонченность венецианской живописи, фламандскую образность и непосредственность, эпичную монументальность искусства Древнего мира.
Собственно, вся живопись Сколари - наглядное воплощение мыслительных абстракций художника, зримая проекция его урбанистических фантазий. Среда, созданная интеллектом, модель Вселенной, спроектированной современным дизайнером.
Посмотреть на дизайн живописных фантазий можно в Пушкинском музее на Волхонке в зале истории музея (прямо под слепками с Парфенона), а увидеть объекты от Массимо Сколари можно в музее архитектуры на Воздвиженке.
|
|