Номер 16(61)
Веронские влюбленные из Милана Гастроли балета «Ла Скала» стали значительным событием российской жизни…
В Москве, в Большом театре, завершились гастроли балета театра «Ла Скала».
Итальянская труппа совершила своего рода профессиональный подвиг, показав шесть спектаклей балета «Ромео и Джульетта» за четыре дня, поразив работоспособностью и полной отдачей кордебалета и крепким составом солистов. Все показы сопровождали грандиозные аншлаги и долгие рукоплескания. И это неудивительно. Миланский театр - цитадель мировой оперы, на этот раз привез балет, который, в отличие от оперы, российскую столицу ранее не посещал. Во-вторых, балет «Ромео и Джульетта» в постановке английского классика Кеннета Макмиллана относится к легендарным – когда-то, в 1965 году, он был поставлен в Ковент-Гардене для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. Балетный миф был запечатлен на пленку и хорошо известен всем любителям искусства Терпсихоры.
Гастролей миланцев ждали с особым нетерпением и потому, что в проекте участвовала мировая звезда, неоднократный обладатель звания «Балерина года» и почетного титула prima ballerina assoluta – итальянка Алессандра Ферри. Уникальная танцовщица (ее сценической Джульетте исполнилось уже 18 лет), она привлекает внимание неординарностью личности: мать двоих детей (младшей дочери нет еще и полугода), фотомодель, Джульетта одноименного эпистолярного веронского клуба.
В жизни балерина поражает скромностью, достоинством и доброжелательностью. Она не считает себя символом Джульетты нашего времени и рассказывает: «Джульетта - моя любимая, сокровенная партия. Мне только исполнилось 19 лет, когда я впервые вышла на лондонскую сцену в этой роли. С тех пор героиня менялась вместе со мной, сопровождая меня все эти годы. Сейчас я уже не могу сосчитать, сколько раз выходила на сцену Джульеттой…». К слову отметим, что Алессандра - счастливая жена и мать, с недавнего времени серьезно и вдумчиво отвечает на вопросы влюбленных, слетающихся со всего мира по адресу: Италия – Верона – Джульетте.
На балет Макмиллана, несомненно, оказал влияние балет-долгожитель Леонида Лавровского с Галиной Улановой в главной партии. Миланцы поставили спектакль уже после смерти хореографа, изменив только декорации, сделанные в традициях знаменитых итальянских опер: детально выписанный готический собор, многоцветные витражи, массивные лестницы. На грандиозном фоне - быстро пролетающие людские судьбы, средневековые битвы двух кланов – Монтекки и Капулетти.
Темой этого спектакля становятся война, насилие, рознь людей, которые убивают светлую, почти неземную любовь главных героев. Макмиллан потрясающе выстраивает все эпизоды смерти – гибель главных героев, Меркуцио, Тибальта, горожан. В них нет любования, как нет и рокового накала, по эмоциональной выразительности и емкости они могут сравниться только с исповедальными дуэтами балета.
Водоворот танцев, которые хорошо выдерживает итальянский кордебалет, - элегантное обрамление любовной линии. Дуэты Ромео и Джульетты, виртуозные, нежные и страстные, можно смотреть безостановочно. «Читать» и «перечитывать», как страницы любимых книг или дорогие письма, наслаждаясь нюансами и деталями.
Гастроли, отлично организованные при поддержке Посольства Италии и Итальянского института культуры в Москве, четкая работа промоутера, в роли которого выступил Росинтерфест, высокие российские и итальянские гости в зале - все относило приезд «Ла Скалы» к мероприятиям важным и значительным. Так это и оказалось.
Зрители надолго запомнят спектакль высокой итальянской культуры, искрометный талант Алессандры Ферри, темпераментность артистов. Этим впечатлениям не помешала даже поразительная фальшь, звучавшая из оркестровой ямы Большого театра…
|