Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 16(61)
Путин и команда?

    Приближающиеся парламентские выборы активизировали дискуссии по поводу успешности реформ, которые Владимир Путин инициировал в 2000 году, и относительно того, каким образом может измениться политический ландшафт в результате появления Думы нового созыва.
    Совершенно очевидно, что большой заслугой президента и президентской администрации является активизация реформ по различным направлениям, начатая с 2000 года. В значительной степени эти реформы можно назвать лишь первым шагом в нужном направление - это касается и достаточно формального снижения налогового бремени, и косметической пенсионной реформы и многого другого, в то же время первый шаг, как правило, является и самым сложным. Возможно, те высокие уровни цен на нефть, в условиях которых Россия просуществовала на протяжение всех лет после кризиса 1998 года, могли бы быть использованы для более активных действий в направление реформ, но это вопрос гадания на кофейной гуще. Совершенно очевидно только, что 2003 год станет годом передышки в реформах, передышки, после которой они либо возобновятся, либо затухнут.
    Безусловно, ключевым фактором для дальнейших реформ станет уровень мировых цен на нефть. Чем больше будет финансовых ресурсов, тем больше будет шансов, что федеральная власть сможет инициировать борьбу с коррупцией, упростить условия для функционирования мелкого и среднего бизнеса и элементарно продолжить снижение налогового бремени. Все эти цели не раз декларировались кабинетом министров, в то же время они являются достаточно дорогостоящим удовольствием на первых порах, пока от них не начнут получать отдачу, а произойдет это не ранее чем через пару-тройку лет. Иными словами, по сути политика, которая призывает увеличить размер изымаемой из нефтяного сектора ренты, чтобы снизить бремя для других секторов экономики, по сути усилит зависимость бюджета от экспортеров. И для того, чтобы эта политика была реализуемой, нужно что финансовое состояние экспортеров это позволяло.
    В то же время, на политическом уровне должно безусловно присутствовать осознание необходимости таких реформ. И поэтому наличие политических сил, которые заставят правительство такой подход адоптировать, является важным условием. На конец 2002 года в высших кругах власти обозначилось существенное расхождение во взглядах по приоритетности реформ. Это является важным сигналом того, что в руководстве нет единой линии, нет единой команды. В отсутствие единой концепции по реформированию экономики дальнейший прогресс явно проблематичен.
    Парламентские выборы являются важным событием с точки зрения формирования новой волны реформ. По всей видимости, Владимир Путин сейчас стоит перед нелегкой дилеммой: желание сделать Россию полноправным членом мирового сообщества предполагает экономическую и политическую интеграцию страны в мирове процессы и необходимостью учитывать интересы групп, которые имеют существенные политический вес внутри страны. Активна интеграция России в мировую экономику противоречит интересам тех групп, которые поддерживали приход президента России к власти. На экономическом уровне, в интеграции не слишком заинтересованы крупные финансово-промышленные группы, которые к 2002 году перестали быть чисто сырьевыми, а обзавелись активами в о внутренних отраслях, например, в машиностроение. От того, каким будет новый парламент зависит, склонится ли чаша весов в пользу дальнейшей либерализации и открытия России, или же эти процессы будут идти постепенно, в большей степени под давлением обстоятельств.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Финансовые рынки ¦  Государство опять не знает, сколько платить по долгам ¦  Аукцион ¦  Правительство за либерализацию
Rambler's Top100    Rambler's Top100