Номер 16(61)
Государство опять не знает, сколько платить по долгам
Хотя 2003 год, на который приходился пик платежей по вгешнему долгу России, приближается с неумолимой скоростью, это никака не добавляет определенности по вопросу размера долговых выплат.
Скорее наоборот - заявления правительства по этому вопросу становятся все более туманными, не говоря уже о том, что разные чиновники продолжают называть различные цифры долговых платежей.
Разнообразие оценок долговх платежей, по всей видимости, объясняется тем, насколько формально представители правительства подходят к оценке. По факту в 2001 Россия заплатила около 3 млрд долларов, досрочно погасив долг перед МВФ, который приходился на 2003 год. При этом, важный нюанс, этот долг был обязательством Центрального Банка, а не Министерства Финансов, так как был получен для стабилизации положения на валютном рынке. Соответственно, хотя платежи России в результате досрочного погашения сократились с 19 млрд долларов до 16 млрд долларов, размер обязательств Минфина остался неизменным.
Второй тонкий момент возникает по поводу досрочного выкупа рыночных бумаг. По оценкам различных экпертов после девальвации российское правительство воспользовалось тем, что цены на ее обязательства упали до исключительно низких уровней и стало скупать подешевевшие бумаги. При этом, скупка производилась не напрямую Минфином, а через Внешэкономбанк (ВЭБ), государственное договое агенство. То есть формально в бюджетах 1999-2001 гг. не было статей, согласно которым государственные расходы направлялись бы на официальный выкуп долгов. В то же время, согласно предварительным подсчетам в результате операций ВЭБа на рынке оказались скуплены бумаги почти на полтора млрд долларов. Иными словами в результате погашения долга МВФ и покупки ценных бумаг размер долговых платежей уменьшился приблизиельно на 4,5 млрд долларов до уровня 14-15 млрд долларов.
В то же время, у правительства есть и политический интерес не раскрывать до поры до времени истинный размер долговых платежей. Накануне парламентских выборов в парламенте преобладают исключительно популистские настроения, в связи с чем правительство опасается давления со стороны депутатов с целью увеличения социальных и прочих расчетов. Высокая долговая нагрузка является очень сильным аргументом, сдерживающим аппетиты депутатского корпуса. Поэтому до прохождения бюджета через второе и третье чтения кабинет министров вероятно будет настаивать на том, что расходы на обслуживание долга на 2003 год будут близки в первоначальному уровню и составят не менее 17 млрд долларов.
Итак, если заявления по поводу уровня долговой нагрузки являются излишне пессимистическими и на самом деле проблема 2003 года была решена, то может быть проблемы внешнего долга не существует и вовсе? На самом деле это не совсем так. Общий рамер внешнего долга сократился за 2002 год до уровня около 125 млрд долларов или 40% ВВП, что не так уж много по сравнению с Аргентиной или даже Бразилией, но и не так уж мало. Это бремя не угрожает развитию экономики России в ближайшем будущем, в то же время такой размер внешнего долга не позволяет существенно наращивать его. Поэтому для долговой политики России на ближайшие годы должны быть выбраны следующие постулаты. Во-первых, внешних заимстований, таких, как выпуск новых Еврооблигаций следует избегать, так как это приведет к увеличению долгового бремени, которое и так не низкое. Во-вторых, внешний долг следует замещать внутренним который в России составляет всего 2% ВВП, один из самых низких среди стран развивающихся рынков. Кроме того, увеличение внутреннего долга позволило бы увеличить ликвидность рынка государственных облигаций, который в последние три года страдает от низкого числа участников. То есть оптимальной стратегией на ближайшие годы было увеличение внутреннего долга при снижение внешнего.
|