Номер 19(64)
2003 год – последний шанс для реформ
Хотя 2002 году реформы продолжались, их темпы уже значительно снизились по сравнению с 2001 годом.
Первая половина следующего года видимо станет последним рывком в реформах перед выборами.
Если в 2001 основное внимание уделялось налоговой реформе, но в 2002 внимание сместилось на чисто финансовые аспекты, такие как пенсионная реформа и изменения банковского законодательства. Ряд начинаний 2002 года имеют исключительно важное значение. В частности, согласно принятым законопроектам по пенсионной реформе с 2004 года частные лица смогут инвестировать накопительную часть пенсий не только через государственный пенсионный фонд, но и через негосударственные фонды и управляющие компании. И хотя опыт других стран свидетельствует о том, что около 90% пенсионеров все равно предпочитает оставлять свои средства в руках государства, тем не менее появление этого права на управление собственными пенсионными деньгами является положительным сигналом.
Знаковым стал и приход в ЦБ новой команды, основной целью которой стало возрождение кредитно-денежной политики в ее полном виде. Начатые в ноябре 2002 года аукционы по депозитам и по репо станут эффективными инструментами с помощью которых ЦБ будет в дальнейшем регулировать финансовый сектор ,как это делается в развитых странах.
Отметим, однако, что наиболее конфликтные вопросы как в банковской, так и в пенсионной реформах были все же отложены или еще должны быть реализованы. В первую очередь речь идет о заявлении ЦБ о желание привести банковский капитал в соответствие с его реальным значением. Совершенно очевидно, что какой бы правильной ни была эта цель, основной вопрос заключается в том, в какой степени ее можно реализовать. Ведь для банков приведение капитала в соответствие с реальным уровнем означает увеличение издержек банковского бизнеса. Именно поэтому недавнее заявление представителей ЦБ о необходимости запретить оффшорным компаниям владеть капиталом банков с целью повышения прозрачности банковского сектора вызывает настороженность. Перерегистрировать собственность с оффшора на российскую компанию большого труда не составит, и поэтому эта мера существенного эффекта на функционирование банков не даст. Но зато ее можно будет использовать, чтобы формально отчитаться об успехах, если на деле прогресса достичь не удастся.
В пенсионной реформе конфликтный момент заключается в допуске негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний к управлению деньгами. Хотя такое право формально прописано в законе, но на деле ограничения для участия в этой системе оказываются исключительно жесткими. В частности, управляющие компании должны иметь пятилетний опыт работы на рынке, не менее 100 клиентов и минимум 3 млн долларов в доверительном управление. Как отмечает глава фонда Паллада Элизавет Хеберт, законопроект фактически отдает преимущество не наиболее надежным, а наиболее богатым фондам. Таким образом, вопрос о том, насколько надежными будут вложения пенсионных средств остается открытым.
У Государственной Думы осталось не более полугода для законотворческой деятельности, так как во второй половине 2003 года все будут заняты подготовкой к выборам. За оставшиеся шесть месяцев парламент должен будет принять в третьем чтение закон о негосударственных пенсионных фондах, обсудить закон о страхование депозитов, принять поправки к закону о банках и банковской деятельности. Учитывая, что все эти законопроекты вызывают жаркие споры еще на стадии их обсуждения в правительстве, исход обсуждений в Думе не совсем ясен.
Кроме финансовых вопросов, нерешенными остается еще целый ряд жизненно важных для экономики вопросов. Например, в первом чтение был принят закон о реформе ЖКХ, который впрочем не включает в себя введение 100%-ной оплаты за услуги этого сектора. Если в таком виде закон будет принят окончательно, то это фактически будет означать отсрочку реформы ЖКХ до 2005 года. Закон о концессиях, другой базовый закон для реформы ЖКХ, вообще еще не направлен в Думу и рискует затеряться в процессе согласования в коридорах власти.
Правительство также не раз заявляло о необходимости снижать налоговую нагрузку, но пока никаких конкретных шагов к реализации этой задачи не было сделано. Снижение ставки НДС до 17% с нынешних 20% или же ЕСН до 30% с нынешни х 35,6% является необходимым для поддержания экономического роста на фоне продолжающегося укрепления реального курса рубля. В то же время, обе эти меры предполагают более сдержанную расходную политику государства, верить в которую накануне выборов было бы утопией.
|