Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 2(66)
Правительство недовольно низким ростом

    Итоги 2002 года у многих представителей правительства энтузиазма не вызывают – именно так можно охарактеризовать общий тон тех комментариев, которые представители правительства дали по поводу результатов роста экономики в прошлом году.
    Темпами роста ВВП еще можно быть довольными – они по предварительной оценки составили 4,1% к прошлому году и после детальной обработки данных могут быть увеличены до 4,2%. Это ниже чем 5,0% роста, которых Россия достигла в 2001 году и недостаточно для того, чтобы догнать страны европейского сообщества, но в тем не менее цифра достаточно весомая по сравнению со странами Восточной Европы.
    Основное неудовлетворение правительства вызвали цифры роста промышленного производства. По мнению Минэкономразвития этот показатель составил 3,9% в 2002, но Госкомстат настаивает на более низкой оценки в 3,7%. Представляется, что значительная разница между темпами роста промышленного производства и экономики в целом должны быть интерпретированы положительно. В частности, такое соотношение их свидетельствует о возростающем весе сектора услуг в росте экономики, что означает положительное изменение в структуре российского ВВП.
    Еще один показатель, вызывающий беспокойство - это снижение темпов роста инвестиций. Если в 2001 рост инвестиций составил 8,7%, то в 2002 году инвестиции выросли всего на 2,6%. Отчасти, такое снижение является результатом отмены инвестиционной льготы с 2002. В то же время, для слабо модернизированной российской экономики, которая по-прежнему потребляет в три раза больше нефти, газа и электроэнергии на единицу произведенного ВВП, чем другие страны, низкие темпы инвестиций являются серьезным сигналом о проблемном росте.
    Озабоченность правительства низкими темпами роста инвестиций по всей видимости отразится на налоговой политики в ближайшие годы. Например, на прошлой недели Министерство Финансов выступило с инициативой о возвращение налоговой льготы на инвестиции. С 2004 года правительство готово ввести новую норму налогового регулирования, которая даст возможность компаниям снижать налогооблагаемую прибыль на четверть в соответствие с размером амортизационных отчислений по оборудованию с периодом амортизации более 5 лет. По всей видимости в результате введения такой меры темпы роста инвестиций в России возрастут с 2-3% в год до 4-5%. С точки зрения же бюджета большого ущерба от введения этой меры не предвидеться. Как отметили некоторые налоговые эксперты такая форма снижения налога на прибыль больше похожа на налоговый кредит. Иными словами, то, что компании не заплатят в ближайшие пять лет после введения налоговой льготы, они заплатят позднее.
    Налоговая льгота по налогу на прибыль видимо является наиболее кардинальным шагом, на который готово правительство в ближайшие два года. В целом же налоговая политика обещает быть достаточно осторожной. Представители правительства рассчитывают снижать налоговую нагрузку темпом 1% ВВП в год в зависимости от способности сокращать бюджетные расходы. Таким образом, правительство решило поддерживать профицитный бюджет и в будущем, а снижение налогового бремени в экономики увязать с успехом в реформе гос. аппарата. Такая связка представляется достаточно опасной – было бы лучше, если бы снижение налоговой нагрузки было основным приоритетом, а сокращение гос.расходом инструментом для достижения сбалансированного бюджета. В этом случае у правительства была бы жесткая необходимость сокращать государственные расходы.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Экономисты установили, кому вредна война в Ираке ¦  Доверие к доллару падает ¦  Альтернатива для банков ¦  Дума приняла закон о вывозе валюты ¦  Всемирный экономический форум в Давосе: результаты для России
Rambler's Top100    Rambler's Top100