Номер 2(66)
Административная реформа сработала
Встреча в январе 2003 года в Давосе ознаменовалась своего рода сенсацией. Представленный там доклад научно-исследовательского центра ЦЭФИР представил убедительные доказательства эффективности реформы дерегулирования, запущенной правительством в 2001 году.
На данный момент уже вступили в силу три закона о дерегулирование - закон об инспекциях (действует с августа 2001 года), о лицензирование (действует с февраля 2002 года) и закон о регистрации (вступил в силу с июля 2002 года). Целью доклада ЦЭФИР было оценить, насколько значим был этот эффект для российских предприятий. Для получения такой оценки экспертами Центра при поддержке Всемирного Банка проводился опрос двух тысяч предприятий в двадцати регионах Российской Федерации.
В результате опросов были выявлены существенные улучшения в положение предприятий. Что касается инспекций, в среднем их число на одно предприятие в первой половине прошлого года сократилось на 21% по сравнению с первой половиной 2001 года и на 27% по сравнению со второй половиной того же года. Процесс получения лицензий стал занимать 33 дня против 37 дней, кроме того на четверть снизилась и стоимость лицензий. Процент предприятий, обратившихся за лицензиями и разрешениями, снизился на 29% во второй половине 2001 до 19% во второй половине 2002 года. От закона о регистрации пока ощутимых результатов не наблюдается, но это по всей видимости связано с недавним запуском законопроекта.
В целом, если сопоставить результаты опроса предприятий выборки с оценками размера коррупции в России, получается что коррупционное бремя на российские компании сократилось с 34 млрд долларов до 30 млрд приблизительно. Напомним, что в мае 2002 Фонд ИНДЕМ провел опрос предприятий по поводу их коррупционных расходов, оценив общий размер коррупции в России в 34 млрд долларов. Законы о дерегулирование были важным шагом правительства на пути решения этой проблемы и доклад на Давосском форуме является безусловным сигналом того, что эти реформы надо продолжать.
Основной вопрос, который сейчас занимает большинство российских экспертов заключается в том, сможет ли российский президент продолжать реформы на одном дыхание или же он возмет передышку. С одной стороны, предвыборный период является неподходящим временем для существенных экономических преобразований. С другой стороны, в конце января президент дал распоряжение подготовить приватизацию государственных унитарных предприятий в срок до 30 апреля. Также как и законы о дерегулирование, приватизация государственных унитарных предприятий является серьезным ущемлением прав региональных властей. Что касается дерегулирования, то эти законопроекты ущемляют возможности региональных властей по сбору коррупционных доходов. Ведь как показали исследования фонда ИНДЕМ, около 70% объема всех взяток платится на региональном и особенно муниципальном уровнях. Приватизация станет еще одним способом урезать финансовую независимость этого уровня власти, так как именно управление государственными предприятиями дает возможность бесконтрольно использовать государственные средства. Как заметил один из представителей региональных властей, критикуя желание федерального центра приватизировать ГУПы, “эти предприятия неэффективны с точки зрения бюджета, но на самом деле они прибыльны.” Очевидно, что именно такая комбинация не может не вызывать беспокойство федеральных властей, так как прибыльные предприятия должны быть эффективны прежде всего для бюджета.
|