Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 14(78)
Российским банкам скоро будет уже нечему учиться у иностранных
Интервью с Председателем Правления Райффайзенбанка в Москве Мишелем Периреном


    – Уважаемый г-н Перирен! Расскажите, пожалуйста, кратко о сотрудничестве России с Райффайзенбанком? Что уже сделано, какие результаты сотрудничества налицо?
    – Наверное, не совсем корректно говорить о таком «глобальном» сотрудничестве и о том, что банк (особенно иностранный банк) может как-то влиять на развитие всей экономики. Наше представительство работает в России с 1989 года - до того как в 1996 году мы пришли на рынок как дочерняя структура, – и установило прочные контакты со многими компаниями. Большинство наших партнеров и клиентов – российские организации (на данный момент около 70%), и в целом наша клиентура сложилась очень естественно с самого начала. Правильнее было бы сказать, что уже позже мы увидели среди наших клиентов большие международные корпорации и компании.
    Мы довольны очень многими финансовыми показателями и многие результаты заслуживают упоминания. К концу 2000 года, после первых лет работы и пост-кризисного периода, наши активы составили 0,6 млрд. долларов США, за следующие два года показатели росли примерно на 50% в год, достигнув к настоящему моменту 1,7 млрд. долларов США. Для нас это, на самом деле, прорыв: если посмотреть на нашу динамику в сравнении с ростом других банков, даже российских (потому что среди иностранных мы опережаем многих, если не сказать всех) - и не только с точки зрения активов, но и с точки зрения прибыльности, а также и работы с корпоративными клиентами, в инвестиционно-банковском направлении и в операциях с частными клиентами.
    Хотя я с гораздо большим удовольствием отмечаю, что помимо финансовых результатов мы очень органично вошли в российский банковский сектор, и всегда отвечаем потребностям рынка. Мы были одними из первых, кто начал работать в таких областях, как рынок корпоративных финансов, кредитование частных лиц и торговое финансирование – это, в первую очередь, конечно, наши собственные усилия плюс очень благоприятная и улучшающаяся финансовая и экономическая ситуация в стране.
    Сейчас мы входим в число 15-ти лидирующих российских банков по размеру активов, а большинство наших рейтингов по определенным показателям деятельности включают нас в десятку лидеров, и мы постоянно улучшаем показатели доли рынка во всех направлениях.
    – На Ваш взгляд, можно ли назвать удовлетворительным текущее состояние российской банковской системы? Что Вы можете сказать о реформе банковской системы? Как Вы считаете, показатели российских банков пока еще очень далеки от лидеров мирового рейтинга или мы уже на полпути?
    – Рынок в России - развивающийся в прямом смысле этого слова… Я не устаю отвечать всем, кто задает мне этот вопрос, что проводить сравнения с какой-либо стабильной и успешно развивающейся экономикой - просто несправедливо изначально. Да, это правда, что даже при наличии довольно сильных банков, банковская система пока еще не отвечает нуждам страны, но вы не можете искусственно ускорить этот процесс! Если мы посмотрим на динамику развития последних десяти лет, можно заметить значительные изменения и достигнутые результаты: введение новых законов, реформы, переход на международные стандарты финансовой отчетности, исключение из «черного» списка FATF – принимая все это во внимание, ситуация развивается к лучшему.
    Нужно отметить, что эти значения показывают, что рост( основных финансовых показателей банковской системы ) был выше даже, чем рост ВВП: я имею в виду результаты деятельности многих участников рынка и банки, активизировавшиеся именно после кризиса...
    – Можно ли утверждать, что российский банковский сектор имеет солидный потенциал для дальнейшего роста и реформирования, поскольку в настоящее время лишь 20% россиян имеют счета в банках, только 7% пользуются кредитными картами и всего 9% обращались в последние десять лет за предоставлением банковских кредитов (при этом получили кредиты 5% россиян)? Сегодня россияне мало хранят деньги в банках.
    – Это никоим образом не означает, что население не нуждается в банковских услугах, - просто предложение не соответствует спросу. Все всегда зависит от предложения – если оно удовлетворяет спросу, то тогда это попадание в цель. Необходимо изучать и анализировать потребности клиентов… Именно это мы и делали, готовя программу автокредитования для покупки автомобилей – мы общались с дилерами, страховыми компаниями, выясняли проблемные моменты и, в конце концов, мы разработали продукт, который был очень хорошо принят клиентами. Всегда необходимо принимать во внимание потребности потенциального клиента. Растущая конкуренция в данный момент идет во благо – мы видим все больше и больше банков, занимающих определенные ниши на рынке, ориентируясь на разных клиентов – «свободные места» заполняются.
    Ваше последнее замечание заслуживает особого внимания. Многим банкирам приходится комментировать именно эту проблему… Это вопрос доверия, который не так прост в России, стране, в которой исторически достаточно было поводов для сомнения и недоверия. Сейчас, не могу не признать этого, индекс доверия очень высок, даже, повторюсь, сравните ситуацию конца 1998 года и нынешнюю – значительные изменения в лучшую сторону очевидны.
    Что касается потенциала банковского сектора, я думаю, что правильнее говорить о потенциале России в целом, который всегда был и будет. Россия – одна из крупнейших стран в мире с огромным потенциалом, это означает, что у банковского сектора он тоже есть: стоит приложить больше усилий к позитивным изменениям в стране, как это положительно отражается на ее инфраструктуре, включая банковскую систему.
    Рост ВВП в России будет опережать аналогичный рост в любой из развитых стран мира в ближайшие десять лет; банковский сектор будет расти по меньшей мере теми же темпами. Мы будем свидетелями значительных изменений в размерах и конкурентоспособности банков России, начиная уже с завтрашнего дня. Попытаюсь процитировать председателя правления Сбербанка, который в свое время сказал, что первым шагом в стратегии должно стать привлечение каждого клиента как заемщика.
    – Согласно данным, публикуемым в июльском номере авторитетного британского журнала “Бэнкер”(The Banker), издаваемого газетой “Файнэншл Таймс”(The Financial Times), 17 российских банков вошли по итогам прошедшего года в число 1000 крупнейших банков мира? Согласны ли Вы с подобной оценкой?
    – Это отражает позитивные тенденции в развитии российского банковского рынка, о которых я говорил выше… Но надо осознавать, что размер не означает качество. Качественное содержание и эффективность работы должны всегда превалировать.
    – Что Вы можете сказать о законотворческой деятельности в области совершенствования банковской системы? Так, например, нельзя назвать идеальным Закон “О гарантировании вкладов», в нем много обсуждаемых моментов и недоработок.
    Нельзя не согласиться, что очень многое делается для улучшения законодательных норм и структурирования банковского сектора, и, я бы подчеркнул, что требуется время, чтобы «отполировать» и сгладить нововведения. Много законов и инструкций вводится впервые. Очевидно, что их применение и выполнение требуют дополнительных временных затрат. Вы не можете, например, ожидать, что переход на международные стандарты финансовой отчетности будет быстрым и легким - должно пройти определенное время, чтобы отработать эти принципы на практике.
    Что касается закона «О гарантировании вкладов» - это актуальный вопрос в работе банков с индивидуальными клиентами. Сейчас это направление стремительно развивается, и, я уверен, что население очень положительно воспримет закон, но, как я уже сказал, реализация на практике и адаптация занимают время - все не может быть сразу гладко.
    – Каковы перспективы усовершенствования российской банковской системы и роль Райффайзенбанка в этом процессе?
    – Я вижу роль любого иностранного банка, прежде всего, во внедрении новых технологий, “know-how”, и адаптации их к условиям рынка. И я рискну предположить, что Райффайзенбанк преуспел в этом и внес свой позитивный вклад.
    Мы, в России, уже прошли «образовательную» стадию, и все банки, работающие на рынке, знают правила игры и ловушки. Банковский сектор будет расти, способствовать росту экономики и играть ключевую роль в развитии страны. Российским банкам скоро будет уже нечему учиться у иностранных. Сейчас им необходимо сконцентрировать внимание на сотрудничестве с западными финансовыми структурами; безусловно, это сотрудничество будет плодотворным. На мой взгляд, основной задачей российских банков на данный момент является «влиться» и стать полноправными членами мирового банковского сообщества, руководствуясь общепринятыми принципами международной финансовой отчетности, корпоративного управления, борьбы с отмыванием незаконных доходов и т.д. Важно также, что этот рост всецело поддерживается властями: чем больше прогресс банков в этом направлении, тем больше выигрывает страна…

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Уралсиб продан Никойлу? ¦  ЕС не намерена вмешиваться в ценообразование на газ на внутреннем рынке России ¦  S&P объясняется с инвесторами ¦  Инвестиционный рейтинг: Moody’s опередило S&P
Rambler's Top100    Rambler's Top100