Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 16(80)
Интервью с вице-президентом Российского Союза
товаропроизводителей Григорием Харченко


    – Григорий Петрович! Расскажите, пожалуйста, о текущих тенденциях в области конкурентоспоспособности российской продукции и услуг на западных рынках?
    – Если говорить о конкурентоспособности в целом, то надо прямо сказать, что многие виды выпускавшейся продукции были конкурентоспособны на мировом рынке ещё до реформирования. Тогда, безусловно, все говорили о том, что, в России есть огромный потенциал конкурентоспособных отраслей. Мы строили металлургические заводы в странах Европы и Азии, строили там гидроэлектростанции на своём собственном оборудовании (качество определялось на тендерах), строили плотины для оросительных систем, атомные электростанции и поставляли туда всё своё оборудование, конкурентоспособны были станки, тяжелые прессы. И это были действительно достойные мирового признания показатели качества.
    Мы сегодня должны говорить о восстановлении такой индустриальной мощи страны, которая позволит нам хотя бы возвратиться в те «ниши», в которых мы когда-то занимали ведущие позиции наравне с другими странами мира. Сейчас, к сожалению, нужно всё начинать заново, потому что потеряны не только объёмы производства, но эти рынки. Поэтому необходимо создавать новую систему и организацию выпуска качественной продукции, а этого сделать нельзя без модернизации существующего производства.
    Необходимо отметить, что сегодня главный наш конкурентоспособный продукт, - это углеводородное сырьё и вся продукция первичного передела (сырой алюминий, сырой титан, сырой никель, медь). Можно наладить выпуск высокотехнологичной продукции, как это имеет место в военной авиации, при условии наличия источников финансирования. Лично я считаю, что они есть, необходимо, лишь, их правильно распределить. Но государство практически в экономику не вкладывает ничего. Создание профицита, стабилизационного фонда за счет сверхдоходов, резервов ЦБ, отказ во вложениях в экономику при нынешнем кризисном состоянии - просто крупнейшая стратегическая ошибка.
    В России абсолютно бездарная финансово-кредитная система, которая не способствует развитию промышленного производства. Но есть источник важнейший – это рентные платежи, природная рента, которая должна лежать в основе бюджета. Предприятия задавлены налогами, источников инвестирования нет, не поощряется даже то, чтобы прибыль тратилась на инвестиционные дела.
    Сейчас мы на пороге вступления в ВТО, следовательно, мы неминуемо сталкиваемся с рядом проблем: с пошлинами (защитные пошлины в Евросоюзе по сельхозпродукции достигают более 200%. Мы же вводим максимальную защитную пошлину 36 – 38% и будем снижать её до 16-20% за имплементационный период). Мы можем вступить на этот рынок только в том случае, если соответствующие виды продукции будут государством продотированы. У нас даже нет закона о защите отечественного товаропроизводителя. Качество и цена определяют выход российской продукции на мировой рынок. Но от нас требуют, чтобы мы прекратили скрытое субсидирование за счёт разницы цен на энергоносители между внутрироссийскими и мировыми ценами. Если мы ещё и выровняем цены, то о конкурентоспособности любого российского продукта речь может не идти, даже если он очень качественный.
    – Перечислите, пожалуйста, наиболее конкурентоспособные регионы России?
    – К сожалению, экономика наших регионов пока не готовится к вступлению в ВТО. Если говорить о потенциале, то сегодня лишь восемь регионов обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами, - это: Москва и Московская область, Санкт–Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Ещё у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14-ти – ограниченные, а у оставшихся 62-х – они по существу отсутствуют. Считается благоприятным инвестиционный климат у Белгородской области.
    Если говорить об отдельных предприятиях, то по данным опроса, проведённого нами среди более 500 отечественных предприятий только 34% из них считаются конкурентоспособными на отечественном рынке, 24% - на рынках СНГ и только 7% - на рынках дальнего зарубежья. – Разрабатываются ли в настоящее время какие-то определённые программы, которые бы способствовали повышению конкурентоспособности российской продукции и услуг и максимальному продвижению их на зарубежные рынки?
    – Конечно, разрабатываются. Так, например, ярким показателем является программа «100 лучших товаров России», которую начал разрабатывать Госстандарт. Сегодня о качестве заговорили все, так как без него просто невозможно продвинуть тот или иной товар на рынок. Однако в настоящее время всё же является проблемой острая нехватка именно государственной программы подъёма качества, а для этого требуется обновление основных фондов.
    Есть ещё и региональные программы повышения качества. Необходимо прямо сказать, что регионы, не надеясь на бюджетное финансирование, понимая и отвечая за социальную политику, рабочие места, заработную плату и т.д., идут на разработку и использование новых подходов в поддержке товаропроизводителей непосредственно на местах. И здесь, прежде всего, возникает проблема: где взять деньги, у какого именно банка. 25% - это дорогой кредит, поэтому руководители регионов начинают искать способы выделения средств из местных бюджетов для покрытия хотя бы половины кредитной ставки. Это касается градообразующих предприятий и имеющих социальное значение.
    Поэтому, если мы говорим о реализации этой программы, то речь не должна идти о ста лучших товарах. 100 лучших можно выбрать и из 1000 хороших, здесь речь должна идти о широкой программе повышения качества продукции.
    – Видите ли Вы какие–то проблемы повышения конкурентоспособности российской продукции и услуг?
    – Это, прежде всего, проблема так называемых «трёх пятёрок». Она заключается в следующем: 5% оборудования в стране имеет возраст менее пяти лет, то есть, у нас оборудование изношено и физически, и морально. Всего лишь 5% изделий в стране выпускается с внедрением различного рода инноваций: передовых технологий, вложений денег в реализацию научных разработок, которые дают высокое качество продукции. И, конечно, же, квалификация - у нас осталось менее 5% высококвалифицированной рабочей силы, в то время как, скажем, в Америке, где-то – 47%, в Германии – 56%. Происходит деградация рабочей силы, её деквалификации и это в настоящее время является не только тормозом экономического развития, но, прежде всего, конкурентоспособности нашей экономики в целом. Главной проблемой сейчас является и проблема инноваций, заключающаяся в обновлении активной части основных фондов (оборудование, станочные парки и станкостроение в целом). Одной из важнейших проблем роста качества труда я вижу в его достойной оплате. Много людей живет в откровенной нищете. Бедные люди не создадут конкурентоспособную экономику, не построят богатое общество.
    – Какова будет роль ВТО в улучшении степени конкурентоспособности российской продукции и услуг на западных рынках?
    – Если говорить об услугах, то я думаю, здесь мы не можем конкурировать с западными: все наши банки, страховые компании маломощные, - они конкуренции никакой не выдержат и могут выстоять только при введении значительных ограничений для деятельности западных компаний по оказанию различных видов услуг. Что же касается производства, то уже сегодня Минэкономразвития в своём издаваемом бюллетене по ВТО говорит осторожно: после присоединения к ВТО значительные испытания ждут такие отрасли как: авиастроение, легкая, химическая, сельхозмашиностроение, фармацевтика, сельское хозяйство, металлургия. То есть, они сегодня предопределяют, что эти отрасли – кандидаты на вымирание. Ошибочна трактовка, что вступление в ВТО – это автоматический приток капиталов и поддержка отечественного товарного производства. Инвестиции идут в основном в сырьевые отрасли, а в обрарабатывающие отрасли идут копейки. Иностранный капитал приходит всегда туда, где сразу же есть отдача. Вспомните пирамиду ГКО, – сколько нерезидентов налетело на высокие процентные ставки. Иностранные монополии давно пришли в прибыльные для них отрасли и прибрали их к своим рукам: «Данон», «Кампина», «Эрдманн» - главенствуют в молокоперерабатывающей отрасли. Почти вся российская табачная индустрия находится в руках трех мировых табачных империй. Пивоваренную отрасль давно приватизировали скандинавские, индийские, турецкие компании.
    Выстояли и будут процветать в ВТО те, кто заранее готовился к вступлению: нарастил «промышленные мускулы», промышленный потенциал, соответствующее качество. Есть в ВТО ряд стран, которые, несмотря на своё многолетнее членство в этой организации так и остались до сих пор нищими. Здесь речь идёт о специальных мероприятиях по подготовке экономики страны ко вступлению в ВТО. Необходимо помнить, что ВТО – это не «благодетель», помогающий поднимать экономику других стран. Вся беда заключается в том, что в ВТО требуют, чтобы мы полностью открыли свои границы для свободного доступа всех товаров, не имея, при этом, на сегодняшний день, конкурентоспособных аналогичных товаров внутри страны.
    – Ваша общая оценка перспектив повышения конкурентоспособности российской продукции и услуг в глазах западных партнёров?
    – Я могу сказать по этому поводу следующее: не ждут нас на Западе, в ВТО с нашими тканями, станками, прессами, самолётами и т.д. Нас ждут там только с нефтью, газом и другими сырьевыми продуктами. На нас смотрят только лишь как на сырьевой придаток. Для создания конкуренции требуются огромнейшие капиталовложения. Никакой иностранец, как я уже говорил, не придёт в Россию поддерживать отрасли, которые столкнутся с большими трудностями при вступлении в ВТО. Зачем им везти в Россию капиталы, если будут открыты ворота для свободного ввоза готовых товаров.
    А самое главное, при существующем подходе к инвестированию в конкурентоспособные отрасли никаких хороших перспектив не будет. У отдельных предприятий есть какие-то перспективы при, опять же, определённом умении, подходе, личных связях с банковскими структурами. Но мы говорим о целостной системе и о государственном подходе, которых в настоящий момент нет. Есть только понятие «надо», а самого решения, т.е. чётко сформулированной и жёстко контролируемой программы с названием конкретных исполнителей, с определёнными объёмами капиталовложений в конкретные отрасли, - до сих пор пока никто на государственном уровне ничего подобного не разработал. Пока всё находится на «инициативном» уровне, а без поддержки государства это будут крохи по объёму. Так что в этом отношении я - пессимист.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
ЕС за последние 10 лет вложил в развитие малого бизнеса в России 60 млн. евро ¦  Страны ЕС одобрили создание Европейского агентства по развитию средств обороны ¦  Россия готова досрочно погасить задолженность перед МВФ ¦  Иностранные инвестиции в экономику России в январе-сентябре 2003 г. ¦  ФКЦБ: за финансовые преступления придётся отвечать в уголовном порядке
Rambler's Top100    Rambler's Top100