Номер 8(99)
Экономические итоги года:
государство усиливает позиции, бизнес продает активы
Уходящий 2005 год не принес больших сюрпризов, но закрепил те тенденции, которые сформировались в экономике России в предыдущий год. Власть продолжала аппаратные игры, готовясь к 2008 году, в который теперь устремлены взоры любого чиновника. Экономика жила своей жизнью, наращивая присутствие государственных компаний и заставляя частные компании диверсифицировать риски, либо инвестируя за границу, либо продавая свои активы иностранцам.
Все на борьбу за президентское кресло
Этот год прошел под эгидой подготовки, пусть и не явной, к забегу в 2008 год, год президентских выборов. В полной мере пошел процесс отстраивания политической вертикали - указ президента, о назначении глав регионов и республик, подписанный в декабре 2004 года, фактически вступил в силу и начал воплощаться в жизнь в этом году. Это мало изменило политическую ситуацию в стране, но видимо дало власти больше уверенности в том, что все контролируется и риски "оранжевой революции" по-русски малы.
Монополизация политического пространства дала возможность власти сконцентрироваться на задаче поиска преемника. Первоначальная кандидатуры г-на Козака оказалась, видимо, не совсем подходящей после его явной неспособности урегулировать ситуацию на Кавказе. С одной стороны, это несколько усилило позиции премьер-министра Фрадкова, с другой стороны стало причиной очередного раунда перестановок в правительстве. Назначение в правительство бывшего главы президентской администрации Дмитрия Медведева, а также Министра обороны Сергея Иванова на должности вице-премьеров дает возможность предположить, что объявлен конкурс между потенциальными претендентами на звание "преемника". Как это часто бывает в России, учитывая общую неопределенность, от которой и она сама страдает, власть играет на нескольких досках сразу и окончательное решение принимается лишь в последний момент. Все спекуляции на тему того, кого видит нынешний президент своим преемником, бессмысленны, так как он похоже собирается наблюдать за тем, кто из них выживет в аппаратной борьбе. Определится с преемником власти придется к осени 2006, срок, который является последним для изменения в Конституции или других изменений государственного устройства России (например, создание единого государства с Белоруссией).
Параллельно, в качестве запасного варианта, администрация президента начала прощупывать почву у международных партнеров России, в частности, в странах большой семерки, на предмет поддержки в случае, если Владимиру Путину все же придется остаться еще на один срок. В этом смысле, разговоры о роли России в поддержании стабильности в регионе и навязывание западным партнерам энергетического диалога в качестве основной темы взаимоотношений с Россией является пиар-ходом по созданию имиджа нынешнего президента, как единственного гаранта стабильности страны.
Год упущенных экономических возможностей
Экономическая политика в 2005 году окончательно перешла из плоскости законодательных изменений, в плоскость политических дискуссий, то есть в виртуальную реальность. В 2005 не принято ни одного радикального экономического решения, и все заявления власти по поводу экономической политики стоит воспринимать как чистой воды пиар.
Например, уже год как все представители власти с суровыми лицами говорят о необходимости повышать расходы бюджетов и финансировать повышение пенсий, зар.плат бюджетников и реформы здравоохранения и образования. Однако, если посмотреть на динамику показателей бюджета, то нетрудно заметить, что за последние три года непроцентные расходы бюджетов всех уровней, то есть собственно финансирование экономики бюджетными деньгами, не изменилось по сравнению к ВВП. Российская власть ведет себя как фокусник: с одной стороны постоянно рассказывает людям о том, что им платят больше, так что они сами начинают в это верить. С другой стороны, им платят больше потому, что растут доходы от экспорта и доходы бюджета, соответственно увеличение социальных выплат просто позволяет людям не обеднеть. Техника этого фокуса крайне проста и применялась уже не раз. При составление бюджета российское правительство всегда использует исключительно консервативный прогноз по ценам на нефть и по инфляции, например при составление бюджета на 2005 год цены на нефть прогнозировались на уровне 30 долларов за баррель, а инфляция на уровне 8%. В реальности оказалось, что цены на нефть составили порядка 55 долларов за баррель, а инфляция 11%, а общий объем произведенного экономикой ВВП оказался не 650 млрд долларов, а на 100 млрд долларов больше. Но поскольку в бюджете расходы планируются в денежном выражение и в рублях, то их объем никак не изменился, а их соотношение к ВВП уменьшилось. Даже с учетом всех дополнительных дотаций и монетизации льгот, в этом году федеральный бюджет потратил на непроцентные расхода 15,5% ВВП, хотя первоначальный прогноз был на уровне 15,8% ВВП. Вот и экономия получилась.
Показательным моментом отношения власти к решению экономических проблем стал вопрос об инфляции. Поручение президента подготовить пакет мер по борьбе с ростом цен вылилось в поток несвязных друг с другом идей от Минфина, Центрального Банка и Минэкономразвития, главной задачей которых было не решить проблему инфляции, а переложить ответственность на другие министерства. При этом очевидно, что не был проведен минимально необходимый анализ влияния предлагаемых мер на экономику. Например, ограничение роста тарифов прямо противоречит задаче реструктурирования российской экономике и повышения эффективности производства. Укрепление номинального курса рубля, которое в целях борьбы с инфляцией предлагает Центральный Банк, приведет к снижению конкурентноспособности экономики и также не может быть реализовано.
Показательно, что отсутствие экономической стратегии правительства было трансформировалось в парадоксальную ситуацию в российской экономике. Несмотря на высокие и растущие цены на нефть в этом году мы не увидели не только ускорения экономического роста, но и укрепления курса рубля. Это происходило потому, что дополнительная экспортная выручка, приходящая в страну, оседает теперь в стабилизационном фонде, а поскольку правительство так и не сформулировало приоритеты своей политики, то эти деньги лежат в бюджете мертвым грузом.
Усиление государственных компаний
Государство продолжило курс на усиление собственного присутствия в экономике. Если 2004 стал годом Юкоса, так как именно тогда был продан основной нефтедобывающий актив этой компании, что привело к укрупнению Роснефти, то 2005 год стал годом Газпрома. Приобретение Сибнефти за 13 млрд долларов является не только поводом говорить о соперничестве двух сырьевых гигантов за место первой скрипки на российской политической сцене, но также и о фактической трансформации собственности олигархов в собственность государственных компаний. Смена руководства АвтоВаза является показательной вехой в этой истории, также символизируя усиление государства не только в сырьевом, но и обрабатывающей сфере.
Нынешняя государственная политика в реальном секторе экономики вызывает удивление не только в связи с тем, что это кардинальным образом меняет условия развития рынка. Ведь приватизация и уменьшение доли гос.компаний в 90е годы воспринималось как необходимое условие перехода в более эффективной структуре экономики. Нынешняя политика фактически перечеркивает достижения 90х годов, какими бы спорными они ни были, и означает, что трансформации российской экономики признаны провальным проектом, причем признана таковым в России.
Нынешняя структура российского бизнеса с ее разрастающимся государственным присутствием не оставляет места для мелкого и частного бизнеса, который еще как то мог выживать в системе олигархических компаний, но умрет в системе государственных монополий. Доля мелкого и среднего бизнеса в 15% ВВП видимо так и останется потолком для российской экономики.
Исход частного бизнеса
Изменения инвестиционного климата не могли не сказаться на поведение российских компаний. Многие из них теперь ищут иностранных инвесторов, не только для того, что найти новые деньги для своего бизнеса, но и для того, чтобы диверсифицировать риски. Начиная с 2003 года стоимость российский компаний выросла в три раза, что дает многим акционерам основания рассматривать возможность фиксации части прибыли на свои инвестиции по пиковым ценам. Именно поэтому, если в предыдущие годы на рынок выходили две-три компании за год, то в 2005 году 10 российских компаний вышли на рынок IPO, что привело к увеличению капитализации всего российского рынка почти $10 млрд. Общий объем IPO в этом году сопоставим с суммой IPO российских компаний за период 2000-2004 года.
Показательно, что многие специалисты в области анализа российских финансово-промышленных групп признают сейчас, что российские компании все чаще ведут себя как портфельные инвесторы, инвестируя средства не только в Россию, но и в другие страны. На конец июня 2005 российскими компаниями за рубежом накоплено инвестиций на сумму в $6,6 млрд, из которых прямые инвестиции составляют $3,5 млрд. Но это официальные цифры. По факту же объем сделок по приобретению зарубежных активов только в 2005 году составил около $6 млрд. Если в 1998-2002 гг. приобретением иностранных активов занимались в основном нефтяные компании, особенно Лукойл (на сегодня объем инвестиций этой компании за рубеж - $4 млрд) и Юкос, то в последние три года заметно усилился интерес к зарубежным инвестициям металлургических и телекоммуникационных компаний. В частности, из $9 млрд инвестированных российскими компаниями за рубеж в 2003-2005 гг. на долю нефтяников приходится только $2.6 млрд (это инвестиции Лукойла), а остальные инвестиции за рубеж - это деньги телекоммуникационных компаний и металлургов. Именно в 2005 стало полностью очевидным, что если российские власти стараются сделать Россию страной закрытой, контролируемой, то интеграция России с мировой экономикой идет благодаря российскому бизнесу, становящемуся все более и более международным.
|