Номер 6(51)
Переговоры по ВТО осложняются
В конце марта российское правительство одобрило новую концепцию развития автомобильной промышленности, согласно которой запретительные импортные пошлины будут введены на иномарки старше семи лет, а на более новые машины будут введены через три года.
Такое решение следует расценивать как значительную победу представителей российского автомобилестроения, а именно Северстали, Руспромавто, Автоваза и Камаза. В то же время, это может замедлить ход переговоров по вступлению России в ВТО.
Напомним, что в последнее время переговоры России со странами-членами ВТО заметно активизировались. Протоколы о вступлении, которые затем будут обсуждаться напрямую с комитетами и странами-участницами ВТО, будут готовы уже к середине апреля несмотря на то, что пока еще целый ряд вопросов остается весьма спорным. К ним, в частности, относится вопрос установления импортых пошлин по ряду товаров, таких как автомобили, авиастроительные детали, мебель, химическая продукция и продукции сельского хозяйства. Таким образом, решение поддерживать запретительные пошлины на иномарки означает, что России придется идти на компромисс по другим видам пошлин или по другим пунктам переговоров. Ведь помимо тарифной политики при вступлении в ВТО обсуждаются вопросы либерализации внутреннего рынка для иностранного капитала, а также либерализации сферы услуг. По всей видимости, учитывая значительное промышленное лобби и относительную неразвитость секторов сферы услуг, таких как страховой бизнес, их интересы вполне могут быть принесены в жертву тех же автомобилестроителей.
Интересно отметить, что от принятой правительством программы ваигрывают не только и не столько владельцы автомобильных заводов, но руководители металлургических холдингов Олег Дерипаска и Алексей Мордашев. Не секрет, что и Северсталь и Русал приобрели за последний год по нескольку автомобилестроительных компаний, рассчитывая выгодно создать вертикально интегрированные холдинги. От вступления в ВТО они извлекут теперь двойную выгоду. Как экспортеры металлов, после того, как Россия получит статус страны с рыночной экономикой они смогут реализовать свою продукцию за рубежом при более низких пошлинах, что расширит рынок их сбыта. Кроме того, введение запретительных пошлин на иномарки позволит и машиностроительным частям их холдингов приносить достаточные прибыли.
Решение правительства является хорошей новостью и для Автоваза, который в последнее время кажется теряет свое последнее положение на рынке. Реальное укрепление рубля привело к тому, что продукция завода становится мало привлекательной для покупателей. Дилеры уже начинают жаловаться на затоваривание.Совершенно очевидно, что именно старые иномарки являются основными конкурентами российской продукции, и теперь у Автоваза есть шанс избежать резкого падения объема продаж.
Кроме того, полследнее время акции Автоваза резко выросли в цене, что очевидно связано с началом их скупки. К сожалению, пока события вокруг акций компании не ленго интерпретировать. По одной версии, заводом заинтересовались сильные мира сего, в частности, Олег дерипаска, в результате чего спекулятны начали собирать в регионе и на финансовых рынках пакеты акций Автоваза. По другой версии руководитель Автоваза Каданников может продать свой пакет компании General Motors, которая уже некоторое время назад основала с Автовазом совместное предприятие. Так или иначе, очевидно, что на Автовазе в ближайшее время может смениться руководство, и кто бы не стал новым владельцем пакета Каданникова, который эксперты оценивают в 53% акций, протекционизм российского правительства в отношении российских автомобилей будет му на руку.
|