Номер 6(51)
Равноправие? Некоторые вопросы прав иностранцев в России
Интервью первое. Права и бизнес
Давно канула в лету советская империя, оставив нам в наследство, кроме прочих прелестей тоталитаризма, подозрительно-неприязненное отношение к иностранцам, укоренившееся в головах «homo sovetikus», еще со сталинских времен, когда любой иностранец автоматически зачислялся в шпионы. В последнее время участие иностранных бизнесменов в экономической жизни России значительно увеличилось. Российские руководители умоляют об инвестициях и приглашают иностранцев в «обновленную Россию», где теперь всегда рады дорогим гостям из-за рубежа. Однако, как встречает Россия своих доверчивых гостей? Какими правами наделяет людей, поверивших и приехавших в Россию «делать дело»? И как сами иностранцы взаимодействуют с государством, с которым не каждый местный житель знает как договориться?
Обо всем этом читайте в серии интервью Главного редактора «Эспрессо» Льва Резникова с ведущим юрисконсультом Независимой адвокатской группы Сергеем Колтыгиным.
Л.Р.: Итак, прежде всего, Сергей, расскажите на каких принципах, хотя бы формально, строится отношение к положению иностранных граждан в России?
С.К.: Основных принципов, изложенных на бумаге, не так уж много, всего четыре: во-первых, иностранцы в России пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и отечественные граждане («принцип национального режима»); во-вторых, иностранцы равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий других обстоятельств; в-третьих, в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод российских граждан, могут быть установлены ответные ограничения; в-четвертых, использование иностранными гражданами своих прав в России не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Равно, как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в России законы.
Л.Р.: Понятно, что у каждого итальянца работающего и живущего в России, свои проблемы. Но все-таки, можно ли выделить то общее, с чем сталкивается каждый из них?
С.К.: Я думаю, что таких вопросов два: легализация своего бизнеса и легализация своего собственного нахождения в чужой стране.
Почему это актуально практически для всех: времена дикого капитализма в России подходят к концу. Уже не так легко проводить многотысячные, а то и миллионные контракты «в черную», в обход общепринятых мировых стандартов и правил. Все труднее становится избегать контроля в сфере финансов и налогообложения, обходиться без полноценного бухгалтерского учета. Практически невозможно уже вести бизнес без зарегистрированной в установленном порядке легальной фирмы (роль оффшорных компаний заметно сократилась). Вопросы таможенного оформления грузов, перевозка, документальное оформление прав и обязанностей контрагентов также приобретают более-менее цивилизованные черты. Повышаются потребительские стандарты, а с ними наступает необходимость более тщательной проработки юридической ответственности предпринимателей-иностранцев, вопросов гарантий с их стороны. Конечно, налоговый режим до сих пор остается одним из самых неблагоприятных для инвестиций в мире, поскольку часто меняется, а российская налоговая система считается самой запутанной и бессмысленной. Но необходимость совершенствования этой области уже подкрепляется конкретными шагами (например, предстоящий переход банков на международные стандарты финансовой отчетности).
Особо отмечу вопросы контроля за подозрительными операциями, подпадающими под определение «отмывание грязных денег». Сейчас государство активно отрабатывает механизмы их контроля и пресечения, задействуя все возможные институты. И, несмотря на то, что вступивший в силу с февраля 2002 года «противоотмывочный» закон предусматривает обязательный контроль лишь за сделками определенного характера и на сумму от 600 тыс. рублей ($20 000), на практике в комитет по финансовому мониторингу или финансовую разведку попадает информация и о сделках, которые просто-напросто вызывают сомнение участников рынка (это банки, страховые и лизинговые компании, ломбарды, участники рынка ценных бумаг и т.д.). Причем сами клиенты этих учреждений о таких сообщениях ничего знать не будут – закон прямо запрещает разглашать подобные данные.
Л.Р.: Вы говорили о необходимости собственной легализации иностранных бизнесменов. Что вы имели ввиду?
С.К.: Несомненно, основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в России имеют общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах и т.д.)
Однако, любой иностранец, находящийся в России сталкивается с целым рядом проблем. Это, в первую очередь, вызвано незнанием специфики российских законов, подзаконных актов, своих прав и обязанностей. Понятно, что любая жизненная ситуация, требующая принятия решения может привести как к позитивному, так и нежелательному результату. И от того, насколько иностранец подготовлен, либо имеет возможность получить необходимую правовую поддержку, консультацию, а иногда и срочную адвокатскую помощь зависит не только успех его бизнеса, но и сама жизнь.
Основные поводы для обращения к адвокату следующие: необходимость обустройства и оформления регистрации для проживания, решение проблемы передвижения (практически все иностранные предприниматели оформляют свой автотранспорт на российских граждан – своих сотрудников и партнеров), брачно-семейные отношения (заключение и расторжение брака, имущественные правоотношения супругов, вопросы усыновления), вопросы медицинской помощи, обучения, страхования жизни и здоровья, вопросы получения российского гражданства, вида на жительство, получение разрешения на ведение трудовой деятельности в России, судебная защита прав и законных интересов, оформление и сопровождение сделок по приобретению (отчуждению) имущества, как движимого, так и недвижимого, вопросы защиты и самообороны, взаимоотношения с представителями органов власти и управления, защита от уголовного обвинения и преследования и многие-многие другие.
Причем, почти каждый из этих вопросов рано или поздно встает перед любым иностранцем и заранее подготовится к их разрешению, или недопущению практически невозможно, так как хотя на бумаге россияне и иностранцы равны в правах, на деле нашим гостям намного сложнее решить эти в общем то простые, бытовые проблемы. В этом своеобразие и сложность их правового положения.
Л.Р.: Сейчас много говорится о том, что инвестиционный климат в России наиболее благоприятен и иностранные бизнесмены поставлены в равные, если не более льготные по сравнению с российскими предпринимателями условия. Как Вы оцениваете эти утверждения?
С.К.: Простой пример: когда мы осуществляли перерегистрацию газеты «Эспрессо», то государственный регистрационный сбор составил 500 долларов США. Именно такую сумму должен уплатить каждый заявитель, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации является иностранное юридическое лицо либо средство массовой информации создано с участием иностранных инвестиций согласно Постановлению Правительства РФ от 05.04.1992 года № 216 (в редакции от 05.08.2000).
Регистрационный сбор за такую же газету, но издаваемому без иностранных инвестиций составила бы всего около 30 долларов США.
И как вы сами считаете: существует ли реальное равноправие иностранцев с гражданами России хотя бы по одному этому небольшому эпизоду? Или взять печально «знаменитые» законопроекты, призывающие вообще запретить участие иностранцев в средствах массовой информации (не только на телевидении, но и в печатных изданиях).
Хотя, что говорить, ведь и сейчас основной закон, регламентирующий Вашу деятельность – Федеральный закон 1991 года «О средствах массовой информации» содержит массу ограничениий, связанных с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций, осуществляющих телевещание в России.
Также существует еще ряд вопросов, в которых иностранцы не вправе выступать полноправными участниками (например, земельные правоотношения, возможность занимать определенные должности, вопросы усыновления, авторского права и т.д.). Справедливости ради, отмечу, что подобные ограничения существуют и в других странах. В Канаде, например, иностранцы и компании под иностранным контролем не вправе выкупать и владеть землей, в США покупка иностранцами недвижимости ограничена в большинстве штатов, в ряде государств на подобные вопросы существует достаточно сложная согласительно-разрешительная система, вплоть до получения решения Государственного Совета (в Финляндии) или Совета Министров (на Кипре).
Л.Р.: Я слышал о 40 контролирующих организациях, существующих в России. Кто еще, кроме налоговой инспекции, может контролировать иностранных предпринимателей?
С.К.: Прокуратура, налоговая полиция (кстати, по новому УПК с 1 июля 2002 г. налоговые полицейские получат право вести следствие уже не по 23 статьям Уголовного кодекса, а по 53 – практически по всему спектру экономических преступлений), государственная противопожарная служба, Санитарно эпидемиологическая служба (СЭС), Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Рострудинспекция, Комиссия по нежилым помещениям при Правительстве Москвы и т.д. и т.п. У каждой из них своя компетенция, свой круг вопросов и задач.
Может показаться, что при таком обилии надзирающих инстанций иностранцу вести бизнес в Москве невозможно. Но опыт показывает, что наиболее успешные предприятия находят способы разрешения возникающих вопросов и конфликтов во взаимоотношениях с государством. Главное быть к этому готовым.
Л.Р.: В завершение, скажите как итальянские и российские бизнесмены могут к Вам обратиться за квалифицированной юридической поддержкой.
С.К.: Контактные телефоны Независимой адвокатской группы в Москве, по которым ответят как на русском, так и на итальянском языках: (095) 152-14-68, 782-40-24, 8-902-633-69-95; или e-mail: legat@km.ru.
Наш сайт в Интернете
www.advokatgroup.nm.ru
|