Номер 10(55)
ВВП растет за счет услуг
Основные параметры макроэкономической ситуации в первые 4 месяца этого года, опубликованные Министерством Экономического Развития и Торговли наталкивают на мысль, что в структуре российской экономики происходят существенные изменения.
Речь в частности идет о существенном опережении темпов роста ВВП над темпами роста промышленного производства.
До кризиса 1998 года рост промышленной продукции значительно опережал рост экономики – приблизительно на 1-2 процентных пункта в годовом выражении. После кризиса разрыв стал еще более существенным и в 1999-2000 годах рост производства обгонял рост ВВП уже на 3-4 пункта. Ситуация же изменилась в 2001 когда при 5% росте экономики увеличения промышленного производства составило всего 5,2%. Итоги же первых четырех месяцев этого года выглядят просто ошеломляюще – при увеличении ВВП на 3,3% промышленность выросла всего на 2,6%.
Данные цифры по всей видимости означают, что экономика России наконец начинает меняться структурно. Ее рост в дальнейшем будет определяться динамикой сектора услуг и это является исключительно положительной новостью. Не секрет, что в развитых странах на сектор услуг приходится около 70% ВВП, в то время как вклад промышленности в функционирование экономики не превышает 30%. В России эти пропорции пока несколько иные – 54% в секторе услуг и 38% в промышленности, но по всей видимости эти цифры могут серьезно измениться в ближайшие годы.
Что означают эти изменения с точки зрения экономической политики? В первую очередь, экономика России станет менее чувствительной к укреплению реального курса рубля. Так как услуги в основном потребляются локально, то для рынка услуг конкуренция со стороны производителей других стран не является проблемой. Развитие рынка услуг значительно облегчает функции ЦБ. Если ранее улучшение платежного баланса заставляло ЦБ выкупать с рынка значительные объемы валюты, то теперь укрепление номинального курса будет иметь менее разрушительные последствия для экономического роста чем ранее.
Во-вторых, медлительность правительства в вопросе повышения тарифов также была связана с тем, что удорожания цен на газ и электроэнергию привели бы к сокращению выпуска в ряде отраслей промышленности и, соответственно, к более низким темпам роста. Снижение значимости промышленного роста с точки зрения роста всей экономики в значительной степени развязывает правительству руки в тарифной политике.
Наконец, развитие сектора услуг создает новые возможности по перераспределению трудовых ресурсов в экономике и поддерживает занятость. Развитие малых и средних предприятий, число которых в последние годы пока стагнирует, позволит правительству снять тяжелые социальные проблемы в масштабе всей страны.
В то же время, не стоит считать, что наметившиеся положительные тенденции не нуждаются в поддержке. Представляется, что дальнейшее сокращение налогового бремени исключительно важно для поддержания малых и средних предприятий. Важны также меры по борьбе с коррупцией, которую в недавнем докладе центра «Индем» эксперты оценили в 33-37 млрд. долларов. Исключительно необходимым остается закон о дебюрократизации, который Дума должна принять в текущем году и который должен ограничить надзорные функции региональных администраций. Иными словами, решения правительства по-прежнему играют определяющую роль – промедление по любому из отмеченных пунктов может замедлить те положительные процессы в экономике. О которых свидетельствует статистика.
|
|