Номер 11(56)
Европа осуждает Италию за скверное правсосудие
Ни много, ни мало, триста решений не в пользу нашей страны только за прошлый год принял Европейский суд по правам человека.
Особые нарекания вызывает гражданское судопроизводство, отличающееся изнурительной медлительностью. В страсбургский суд обращаются европейские граждане с жалобами на нарушение их прав, сформулированных в Конвенции по правам человека, подписанной в Риме в 1950 г. Страны-члены Совета Европы берут на себя обязательство соблюдать и обеспечивать основополагающие права людей. И национальный Апелляционный суд не может аннулировать или изменять вердикты в пользу подателей исков. Однако в прошлом году Италия выложила 33 миллиарда лир за свое скверное правосудие. Почти всегда — по причине чрезмерной длительности процессов. В общем, Итальянская республика соглашается платить, поскольку она не в состоянии предоставить услуги правосудия в разумные сроки. Кое-что было сделано итальянским парламентом, чтобы заткнуть эту дыру: закон 24 от 2001 г., так называемый закон Пинто, по имени предложившего его сенатора. Согласно этому закону, можно представлять иск в Апелляционный суд, а не в европейский. Итальянским судьям предоставляется четыре месяца на выработку решения. Но тем временем Апелляционные суды должны продолжать заниматься тысячью других «висящих» дел. Это вечная проблема итальянской юстиции. Когда премьером был Андреотти, несколько десятилетий назад, говорили о реформе Правосудия, об обязанности политики заняться этой острейшей проблемой; вели речь и о придании достоинства институциональной сфере — судейской отрасли, которая вечнов загоне. Перед каждым очередным министром юстиции вставал этот вопрос, и ответ всегда был одинаков: мы не в состоянии приступить к коренной перестройке отрасли под названием Правосудие. Говорили так: «Нет средств». Или: «Мы приняли на работу сотни магистратов и тысячи служащих, чтобы ускорить прохождение дел». И еще: «Мы компьютеризируем суды, дабы придать ускорение отдельные предварительные расследования». Истинная проблема состоит в структурном преобразовании Правосудия, которое должно было бы начаться с пересмотра Кодексов. Есть законы, которые восходят ко временам Объединенного королевства, и которые до сих пор идут в ход. Есть более глубокая проблема Юстиции, которая побуждает Европейский суд по правам человека утверждать, что Италия — самая современная страна Европы в законодательном плане, но что, в то же время, именно из-за громадного количества законов, принимаемых Парламентом, она парадоксальным образом запружена ими до предела. Реформы, осуществленные в прошлые годы (мировые судьи, монократические судьи, объединение Претур и Судов), уже дали первые робкие результаты, отмеченные Советом Европы. Нынешний министр юстиции, Кастелли, недавно столкнулся судьями и адвокатами по поводу вопроса о карьерах. Это лишь начало матча, который продлится долго. Будем все же надеяться, что он выведет отрасль Правосудия на первые роли в сезоне проясняющихся реформ.
|