Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 15(60)
Закон и инвестиции
Правовая защита иностранных инвестиций в российскую экономику


    Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов напрямую зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов.
    С июля 1999 года в России действует Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон»). Именно этим документом регламентируется осуществление иностранных капиталовложений в экономику РФ и, соответственно, из содержания этого правового акта могут быть выявлены как основные тенденции государственного регулирования этой области, так и механизмы его дальнейшего применения и практической реализации. Предполагается, что на базе этого Закона в короткий срок должна быть создана практически новая административно-правовая система осуществления иностранных инвестиций на территории России. Центральное место в Законе отводится вопросу государственных гарантий осуществления иностранных инвестиций и декларирование предоставляемых инвестору льгот (вместе эти вопросы занимают добрую половину его объема). Безусловно, этим законодатель стремился показать общую направленность государственной политики и ее заинтересованность в развитии реального сектора российской экономики. Поэтому, уже в преамбуле Закона вопрос о государственных гарантиях прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль вынесен на первый план.
    Можно прогнозировать, что с учетом возможности получения гарантий и льгот, продекларированных в Законе, российские организации все более и более активно станут искать и находить потенциальных иностранных инвесторов с целью получения тех же преимуществ; в первую очередь, конечно, это относится к государственной гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.
    Итак, какие же именно гарантии предоставляются (или точнее должны предоставляться) иностранному инвестору в России? Перечислим их полностью, чтобы иностранные бизнесмены могли иметь возможность реально оценить их объем и основное содержание такого статуса. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5 Закона):
    1. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов.
    2. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
    Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6): Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
    Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.
    Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7):
    1. Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
    2. Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.
    Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8):
    1. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
    2. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
    При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
    Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9):
    1. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
    Положения абзаца первого настоящего пункта распространяются на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25 процентов, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.
    2. Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в пункте 1 настоящей статьи, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    3. В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия условий и режима, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
    4. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    5. Правительство Российской Федерации:
    устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации;
    утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 24 настоящего Федерального закона;
    осуществляет контроль за исполнением иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями взятых ими обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов в сроки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
    В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (Ст. 10):
    Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
    Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11):
    Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей и на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:
    доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
    денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
    денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
    компенсаций, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.
    Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12):
    Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.
    Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13):
    Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
    Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14):
    Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
    Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15):
    Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    Кроме вышеназванных гарантий Закон определяет льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями по уплате таможенных платежей, а также льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст.ст. 16,17 Закона).
    Хочу только заметить, что Закон не распространяет свои гарантии и льготы на отношения связанные с инвестициями в банки и иные кредитные организации, страховую деятельность, вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.
    Что же понимается под иностранными инвестициями? Иностранными инвестициями, обеспеченными гарантиями со стороны государства законодатель признает вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
    Помимо этого общего понятия в Законе вводится понятие так называемой «прямой инвестиции»:
    прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
    Таким образом, согласно Закону даже обычная рядовая купля-продажа какого-либо имущества в ходе осуществления предпринимательской деятельности должна рассматриваться в качестве иностранной инвестиции и гарантироваться государством. Вместе с тем очевидно, что приобретение иностранным лицом того или иного имущества само по себе не влечет за собой дальнейшее приращение капитала в российскую экономику за счет развития производства, создания рабочих мест, а лишь означает переход права собственности на данное конкретное имущество от одного лица к другому, а проще говоря, является переводом активов с одного счета на другой. Поэтому во многих странах подобного рода сделки к инвестициям не относятся, а государственной поддержке и поощрению подлежат только затраты на вновь созданные, произведенные или добытые блага, которые увеличивают запасы капитала в экономике страны. Это могут быть вложения средств в пополнение запасов сырья, усовершенствование производства, улучшение качества продукции, создание новых средств производства, постройка новых зданий и т.п.
    Россия же сегодня как бы показывает всему миру, что она гораздо больше заинтересована в иностранных инвесторах, чем они в ней. Сравнивая юридические условия деятельности иностранных и отечественных инвесторов может даже создастся впечатление их неравенства: иностранные инвесторы и организации с иностранными инвестициями не только наделены национальным правовым режимом (п.п. 1,2 ст. 4 Закона), им еще дополнительно предоставлены гарантии и льготы, которых лишены отечественные хозяйствующие субъекты.
    Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть, согласно Закону, менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам (кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя России, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).
    Поэтому, даже такое действие, как приобретение доли размером 10% в уставном капитале не только создаваемой, но и уже созданной и действующей коммерческой организации, де юре, означает осуществление иностранной инвестиции, причем «прямой иностранной инвестиции» со всеми вытекающими правовыми последствиями.
    Далее рассмотрим отнесенные к прямым инвестициям вложение капитала в основные фонды (здания, оборудование и т.п.) филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России. Здесь также налицо формальная смена собственника, так как подобная сделка не создает нового капитала. Однако, разве возможно избежать вложения капитала в основные фонды при открытии любого филиала иностранного юридического лица? В данной связи интерес представляет еще одно юридическое обстоятельство: согласно п.3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, филиалы наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений. При этом филиалы сами по себе самостоятельными юридическими лицами не являются. То есть, вкладывая средства в основные фонды своего филиала, иностранное предприятие всего лишь пополняет свои собственные основные фонды, и даже в случае реализации (продажи, мены и т.п.) на рынке этого имущества произойдет увеличение не российского совокупного капитала, а совокупного капитала того государства, где учреждено само иностранное предприятие. Именно поэтому некоторые государства очень осторожны в вопросе наделения статусом «иностранного инвестора» в связи с той или иной деятельностью или операцией и решают его на сугубо индивидуальной основе.
    Рассмотрим вопрос: кто же в России может считаться иностранным инвестором? Привожу определение Закона:
    Иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
    Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных юридических и физических лиц, а также их право совершать инвестиции на территории Российской Федерации определяются нормами законодательства того государства, в котором такие лица учреждены или проживают, либо гражданами которого являются. Что касается международных организаций и иностранных государств, то они получают право осуществлять иностранные инвестиции на территории России на основании международных договоров с РФ и своего национального прядка соответственно.
    В соответствие с п.6 ст. 4 Закона российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом.
    Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом.
    Очевидно, что до регистрации предприятия (организации) с участием иностранных инвесторов какие-либо сделки с ним запрещены. Лишь после государственной регистрации такое предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.
    Следует отметить, что процедура и порядок государственной регистрации организаций с иностранными инвестициями меняется в России регулярно и уследить за сменой полномочий государственных органов, перечнем документов, необходимых для регистрации, требованиями к учредительным документам и т.д. бывает трудно не только зарубежным инвесторам, но даже практикующим юристам. Буквально за несколько последних лет государственную регистрацию осуществляли Министерство финансов (а для предприятий, объем инвестиций в которых превышал 100 млн. руб. требовалось специальное разрешение Правительства), затем Минфин разделил свою компетенцию с администрацией субъектов России, затем функции государственного органа были переданы специально созданному Комитету по иностранным инвестициям, затем, после расформирования Комитета, этими вопросами занималось Российское агентство международного сотрудничества и развития, затем – Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ, затем органы юстиции. Наконец, 25.07.2002 Федеральным законом РФ № 117-ФЗ установлено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Министерство по налогам и сборам РФ.
    Как видно из этого примера, российское законодательство в области регулирования правоотношений с участием иностранного элемента достаточно нестабильно и подвержено различно рода деформациям. Но зачастую все то позитивное, что несет в себе международное право, разбивается о стену российской действительности. Доказать свои элементарные права и добиться их защиты бывает очень даже непросто. Иностранцам, которые какое то время находятся в России это хорошо известно, а тем, кто только планирует вести у нас бизнес, еще предстоит почувствовать на себе. Во – многом, это происходит из-за незнания наших законов или неумения их применить. Так, наверняка, не многие иностранцы знали о существовании Закона, о котором шла речь в данной статье, как немногие знают о том, что 25 июля 2002 года принят новый Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», совершенно по-новому определивший правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирующий отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
    Об этом, а также о других актуальных вопросах я постараюсь рассказать в ближайших номерах «Espresso».

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ИНТЕРВЬЮ"
Интервью с Александром Борисовым, главой ММБА ¦  Интервью с Антонио Пикколе, директором компании “Паван ОАО” ¦  Интервью с г-ном Гаетано Касалайно, директором Мерлони–Электродоместичи
Rambler's Top100    Rambler's Top100