Номер 15(60)
Привлечение иностранных инвесторов – приоритет правительства Москвы
Интервью с Александром Борисовым, главой ММБА
– Является ли привлечение иностранных компаний в регион приоритетным направлением в экономической политике правительства Москвы? С помощью каких методов планируется стимулировать приход иностранных инвесторов в регион?
– Чтобы ответить на это вопрос надо немного рассказать о сегодняшнем состоянии экономики Москвы. Опираясь на общий экономический рост России за последние 2 с половиной года, городская экономика стабильно растет. Составляя всего 6% населения всей России, Москва обеспечивает 15% ее ВВП, 17% всей внешней и 30% розничной торговли, а также более 1/3 доходов консолидированного бюджета всей страны.
Именно в Москве расположены почти 50% всех банковских учреждений, располагающих 83% всех активов, и происходит 90% всех биржевых торгов. Здесь наиболее активно развивается рынок недвижимости, составляющий примерно 60% от всего российского рынка, оцениваемого экспертами в 10-15 млрд. долларов ежегодно.
То есть Москва развивается очень динамично и, в принципе, способна самостоятельно поддерживать существующие темпы. Однако Мэр Москвы, московское правительство и Городская дума прекрасно понимают, что в современном мире все процессы серьезно ускоряются и, чтобы столица России могла сохранять свое место одной из мировых столиц, необходимо привлекать дополнительные средства и силы, наращивать темпы жилищного, офисного и торгового строительства, развивать спорт, культуру, образование. Короче говоря, из крупнейшего промышленного центра СССР, которым Москва долгие годы являлась, город должен превратиться в финансовый, культурный, туристический и научный центр новой России.
Именно поэтому за последние годы от 40 до 60% всех иностранных инвестиций в Россию приходились на Москву. Разумеется это произошло не само по себе. Московские власти проводили долгосрочную и целеустремленную политику, направленную на развитие деловой инфраструктуры, поддержку малого бизнеса, создания новых рабочих мест, разработку и постоянное совершенствование законодательной и нормативной базы. За последние годы для того, чтобы стимулировать развитие приоритетных отраслей городского хозяйства, гарантировать права инвесторов на долю их собственности в проектах, реализуемых совместно с городом или на его территории, были приняты 6 городских законов, 15 постановлений Правительства Москвы, около 20 распоряжений Мэра и его заместителей.
Весь этот обширный массив нормативных документов, наряду с общероссийской законодательной базой по защите и стимулированию инвестиций собран на специальном компакт-диске, который ММБА ежегодно готовит к форумам «Москва-Инвест» совместно с Департаментом экономической политики и развития Правительства Москвы (на русском и английском языках).
– Какова динамика присутствия иностранных компаний в Москве и Московской области после кризиса 1998 года? Можно ли говорить об увеличении числа мелких и средних иностранных компаний, начинающих проекты в этом регионе?
– Если, как Вы просите, оглянуться назад, то можно сказать, что в конце 1997 – начале 1998 гг. в Москве наблюдался очень активный приток иностранных компаний. В отдельные месяцы регистрировалось до 300 новых офисов. Август 1998 года серьезным образом приостановил этот процесс, начался значительный отток не только новых компаний, но даже и тех, кто успел развернуть здесь свои производства. Особенно это коснулось тех, кто использовал в производственных процессах много импортного сырья и комплектующих.
И все же, начиная с 1999 года возобновился обратный процесс. Причем в немалой степени этому способствовали позитивные примеры работы российских предприятий, особенно в области легкой и пищевой промышленности. Так что, если сравнивать цифры, т в 1997 году в Москве насчитывалось 18 тысяч предприятий и компаний с иностранным капиталом, а сегодня уже 35 тысяч или ровно половина из всех зарегистрированных в России. Похожие процессы, только с меньшим размахом происходят и в Московской области.
– В какую сумму оценивается приток общих и прямых иностранных инвестиций в Москву и Московскую область?
– Общий объем привлеченных иностранных инвестиций в Москву в 2001 году составил 5,65 млрд. долларов и складывался из:
– прямых инвестиций – 1,15 млрд. долларов (20,4%),
– портфельных – 166,9 млн. долларов (3%),
– прочих – 4,33 млрд. долларов (76,6%)
За первую половину 2002 года общий объем иностранных инвестиций поступивших в нефинансовый сектор экономики Москвы составил 3,72 млрд. долларов (прирост на 26,5% по сравнению с прошлым годом). Структура инвестиций примерно та же, что и в предыдущем году: прямые – 21%, портфельные – 2,4%, прочие – 76,6%.
По Московской области аналогичные цифры составили в 2001 году – 370 млн. долларов, в I-ой половине 2002 г. – 167 млн. долларов.
– В каких секторах экономики проявляется наибольшая активность иностранных компаний?
– Отраслевая структура поступивших иностранных инвестиций в Москву в 2001 году представлена в таблице.
Отрасль |
Общая сумма (млрд. долларов) |
% |
Торговля и общественное питание |
4,06 |
72 |
Общая коммерческая деятельность |
0,71 |
12 |
Промышленность |
0,23 |
4,1 |
Транспорт и связь |
0,2 |
3,5 |
Операции с недвижимостью |
0,12 |
2,1 |
Прочее |
0,21 |
3,8 |
Примерно такая же структура сохраняется и в I-ом полугодии текущего года. Комментировать эту таблицу, думаю, на надо, поскольку очевиден вывод – деньги идут туда, где прибыль получают быстро и много.
– Каковы на данный момент сектора, в которых наблюдается наименьшее участие иностранного капитала, с чем это связано и может ли произойти изменение в этой ситуации в ближайшие годы?
– До сих пор иностранный капитал в Россию и в Московский регион приходил в основном в топливно-энергетический сектор (преимущественно нефть и газ), связь, а также в секторы, где высока скорость оборота капитала (торговля и общественное питание). В последнее время наблюдается рост интереса иностранных инвесторов к рынку недвижимости (элитное жилье, деловые центры, торговые комплексы). Москва заинтересована в привлечении дополнительных средств в строительство гостиниц (класса 3 звезды и ниже), современных складских помещений и логистических центров, в развитие скоростных транспортных средств (монорельс, мини-метро).
Очень важным направлением может стать участие иностранного капитала в развитии инженерной инфраструктуры города: дорожная сеть, мосты, мусоросжигание и переработка твердых бытовых отходов, водоочистка и канализация, тепло и энергоснабжение. Проблема здесь заключается в отсутствии пока федерального законодательства в области концессии. Прямые же инвестиции в инфрастуктуру во всем мире считаются трудноокупаемыми.
– Насколько активно Банк Москвы вовлечен в обслуживание иностранных компаний? Почему, на ваш взгляд, иностранные компании по-прежнему предпочитают обслуживаться в иностранных банках?
– Иностранные компании, работающие в Москве, по большей части предпочитают обслуживаться в иностранных же банках, открывших в России свои представительства. Это объясняется рядом обстоятельств, прежде всего тем, что у многих из них, особенно транснациональных корпораций, по всему миру имеются постоянные обслуживающие их банки. Затем срабатывает, разумеется, психологический фактор – итальянцам привычней работать с итальянским банком, французам с французским. Наконец, известно, что у многих российских банков еще недостаточно высок уровень собственных активов, что снижает их привлекательность в глазах осторожных иностранцев.
В то же время довольно большая группа российских банков уже полностью отвечает современным требованиям, в том числе и международным стандартам банковской отчетности, имеют высоко квалифицированный персонал и серьезные активы. К ним относится и муниципальный банк «Банк Москвы». Среди его иностранных клиентов можно назвать итальянскую нефтегазоперерабатывающую компанию, крупную турецкую торговую сеть, финскую металлургическую фирму, шведского оператора мобильной связи и т.д.
– Каковы, наш взгляд, возможности участия иностранного капитала в проектах в других областях Центрального Федерального Округа?
– Центральный Федеральный Округ один из 7 аналогичных образований Российской Федерации и объединяет в своем составе 18 субъектов федерации (областей), включая столицу России Москву. Округ обеспечивает более ј общероссийских инвестиций в основной капитал, половину притока всех иностранных инвестиций, более 40% налоговых платежей и других доходов в бюджет страны. Темп роста объема промышленного производства в округе превышает среднероссийский показатель и почти во всех областях округа наблюдается рост оборотов оптовой и розничной торговли.
Все выше перечисленное, также как и достаточно хорошо развитая инфраструктура транспорта и связи делают ЦФО в целом достаточно привлекательным объектом иностранных инвестиций. Среди возможных направлений можно перечислить строительство жилья и гостиниц, создание предприятий мясо и молочной переработки, участие в развитии промышленности стройматериалов и сантехники, туризма, оптовой и розничной торговли. Активную и доброжелательную позицию в отношении развития международного сотрудничества занимают такие области из состава ЦФО как Московская, Орловская, Тульская, Ярославская. Кстати говоря, руководители этих областей будут присутствовать на V форуме «Москва-Инвест» в Милане, так что у заинтересованных итальянских предпринимателей будет возможность прямого диалога с ними.
|