Номер 15(60)
Деятельности «Фиата» на территории сначала СССР, а затем и России в этом году исполнилось 36 лет. 15 августа 1966 в Москве было подписано генеральное соглашение между министерством внешней торговли СССР и акционерным обществом “ФИАТ”, Италия, о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства. “Контракт века” стал логичным продолжением процесса укрепления взаимовыгодного делового советско-итальянского партнерства.
Более тысячи фирм - мировых лидеров в автомобильном инжиниринге, производстве станков, инструментов, промышленном и гражданском строительстве были вовлечены в эпопею создания грандиозного индустриального комплекса – завода «ВАЗ». Через четыре года после подписания генерального соглашения с ФИАТом, в августе 1970 года, первые автомобили «ВАЗ» поступили в продажу. В 1973 году весь комплекс с мощностью в 660 тысяч автомобилей в год был сдан в эксплуатацию.
Второе пришествие автоконцерна на российскую землю состоялось в 1991-1992. «Фиат» начал с большим успехом торговать своими машинами в России. Но вскоре стало ясно, что для полномасштабного закрепления на рынке компании нужно переходить в число резидентов и строить в стране свои предприятия, поскольку существует опасность, что иначе на пути ввозимых машин могут встать заградительные пошлины. Перед «Фиатом» было два пути: строить завод с нуля или создавать СП с местными автопроизводителями. Итальянцы выбрали второе. Партнером «Фиата» стал расположенный в Нижнем Новгороде автозавод ГАЗ. Сотрудничество ГАЗ и FIAT началось в 1998 с учреждения СП “Нижегородмоторс”. Предполагалось, что СП займется выпуском моделей Palio, Palio Weekend, Siena стоимостью $8000 - 14 000. Однако эти планы так и не были реализованы. Помешала масштабная девальвация, проведенная кабинетом Кириенко и известная ныне под названием «августовский кризис». Российские предприятия автопрома предпочли не ввязываться в масштабные проекты, а получить моментальную прибыль. «Нижегородмотос» просто тихо умерло, хотя итальянцы еще несколько лет высказывали к нему определенный интерес. Впрочем, спустя полтора года, когда уровень жизни практически достиг докризисного, идея о сотрудничестве с «Фиатом» была реанимирована. К тому же теперь ГАЗ, вошедший в огромный холдинг «Руспромавто», контролируемый Дерипаской, мог предложить зарубежному партнеру больше, чем в 1997.Переговоры начались в конце 2000, Предварительное соглашение о сотрудничестве было подписано лично российским премьером М.Касьяновым 25 февраля 2001 во время его визита в Италию. О своей поддержке проекта заявил и президент РФ Владимир Путин на встрече с руководством итальянского автоконцерна.
По заявлению топ-менеджеров ГАЗа, через 6-7 лет “Волга», спрос на которую постепенно падает, уйдет с автомобильного рынка, а завод будет заниматься исключительно созданием доступных для потребителей легковых автомобилей класса “Д”на базе итальянского «Фиата Стило». Выпуск машин планируется начать уже в 2003 году. Какой это будет автомобиль, пока не вполне понятно, известно лишь, что его цена не должна превышать 8 тыс. долларов. Поскольку емкость российского авторынка составляет 2 миллиона машин в год, перспективы нового завода представляются весьма и весьма радужными. На заводе «Эталон» будет создано российско-итальянское СП по производству комплектующих для проекта “ГАЗ-Фиат”.
Впрочем, нижегородский проект, главное, но не единственное направление деятельности «Фиата» в России. В ноябре 2001 было решено создать на базе тракторного завода в Рязани совместное российско-итальянское предприятие.
|
|