Номер 15(60)
Россия 2003: по-прежнему стабильнее многих стран
Несмотря на то, что четыре года прошло с момента девальвации и российская экономика теряет темпы роста, риски экономический потрясений в РФ исключительно низки.
На фоне кризиса в Аргентине, напряженной обстановки в Бразилии и падения фондовых индексов в развитых странах Россия выглядит островком экономической стабильности на ближайшие несколько лет.
Развивающиеся страны всегда были подвержены четырем типам кризисов: кризис платежного баланса, валютный кризис, бюджетный кризис, а также долговой. Ни один из них не только не угрожает России в 2003, но и не имеет предпосылок развится в ближайшие годы.
Что касается платежного баланса, то в 2002 году наблюдаются серьезные улучшения. Во-первых, хотя рост импорта и продолжается, по сравнению с первым полугодием 2001 года в первой половине этого года объемы импорта выросли лишь на 8%. Этот незначительный рост позволил сохранить торговый баланс на уровне 10% ВВП, одном из самых высоких среди других стран. Во-вторых, в первом полугодии этого года произошло снижение дефицита счета движения капиталов на 30%, иными словами, в Россию пришло на 3 млрд долларов больше, чем в первом полугодии 2001 года. Это улучшение отразило повышение рейтингов российских компаний и расширение их доступа к зарубежным заемным средствам. Правда, Россия по-прежнему отстает от других стран по привлечению прямых инвестиций: если в Китай ежегодно приходит около 40 млрд долларов, то в Россию в десять раз меньше - всего 4 млрд долларов в год.
Ситуация на валютном рынке исключительно предсказуема и стабильна. ЦБ РФ аккумулирвоал золотовалютные резервы в размере 44 млрд долларов или 10 месяцев импорта. Кроме того, сохранение жесткого валютного регулирвоания позволяет ЦБ контролировать ситуацию на рынке. Что касается бюджетной ситуации, то и здесь нет повода для беспокойства. В 2002 году федеральный бюджет будет сведен с профицитом 0,7% ВВП, то есть правительство протратит меньше, чем соберет. Финансовый резерв по итогам года может составить более 3 млрд долларов, что создает дополнительный запас прочности для правительства в плане обслуживание внешних долгов. Если процентные ставки на мировых рынках будут достаточно высоки, Россия сможет обслуживать долговые выплаты в размере 15 млрд долларов без привлечения новый иностранных займов.
Да и долговой проблемы, как таковой, уже нет. Внутренний долг к ВВП составляе твсего 2%, а соотношение внешнего долга и ВВП на уровне 40% на порядок ниже, чем в странах Латинской Америки. накопление финансового резерва позволит и в дальнейшем снижать долговую нагрузку. Внешние платежи в 2003 аналогичны размеру платежей в этом году, так как в 2001-2002 годах правительство досрочно погасило часть долга переж МВФ и выкупила с рынка облигации внутреннего валютного займа на сумму 1,5 млрд долларов.
В данный момент в мировой экономике обозначилась еще одна проблема - это зависимость роста экономики от состояния фондовых рынков. В развитых странах падение фондовых рынков на 10% приводит к сокращение потребительских расходов и обходится стране в 0,4%-ное сокращение темпов роста ВВП. В России и в этом ситуация другая - внутреннее потребление абсолютно не зависит от фондового рынка в силу его узости. Хорошо это или плохо в теории можно обуждать, но практика показывает, что именно этот факт позволит России показать значительные темпы роста в 2002 году, хотя многие страны стражают от стагнации.
Ахилессовой пятой России, впрочем, по-прежнему остаются цены на нефть. Нефтяные компании и Газпром дают стране 50% эксопртных доходов, 30% поступлений в бюджет и 25% инвестиций. Совершенно очевидно, что какой бы радикальной не была налоговая реформа и другие изменения, в ближайшие годы существенно сократить зависимость от нефти не удастся. Более того, как уже неоднакратно заявлял премьер министр, правительство планирует в дальнейшем снижать налогообложение несырьевых секторов, изымая сырьевую ренту из нефтяного сектора. А значит, зависимость о нефтяного сектора, пусть и на время налоговой реформы, значительно возрастет.
|