Номер 15(60)
Экономика: два года реформ дают плоды
2002 год является в своем роде переходным. Заканчивается период активных реформ, начатых после прихода Владимира Путина во власть политические факторы постепенно выходят на первый план. Наступает пора оценить произошедшие в 2000-2001гг. перемены.
Процесс реформирования в предыдущие два года состоял их трех основных направлений: реформы финансовых институтов, промышленной реформы и законодательной реформы. Наибольший прогресс достигнут в первой области, которая включает в себя налоговую реформу, реформу пенсионной и страховой систем, а также банковскую реформу.
В плане налоговой реформы, российское правительство за последние два года не только сократило налоговое бремя с 45% ВВП до 35% ВВП, но и произвело некоторое упрощение налоговой системы, а также изменило распределение между различными уровнями власти. В частности, были отменены налоги с оборота, снижен налог на прибыль с 35% до 24%, а также прогрессивная шкала подоходного налога была заменена на постоянную ставку 13%. Правда, российский бюджет по-прежнему значительно зависит от нефтяного сектора; доходы от акцизов на нефтяные продукты составляет 4% ВВП и в два раза превышает аналогичные доходы в странах Западной Европы, важны источником доходов казны является и налог на недра. Иными словами, несмотря на общее снижение налогового бремени, пока это привело лишь к большей зависимости бюджета от цен на нефть.
Пенсионная реформа была запущена в России в январе 2002 года. Основной ее задачей был переход от так называемой распределительной системы пенсий к накопительной системе. В этом году накопительные взносы составят более миллиарда долларов, а в следующем достигнут почти двух миллиардов. В то же время существенные изменения еще должны произойти, чтобы российская пенсионная система приблизилась к западной; речь, во-первых, о создании системы личных пенсионных счетов, которой пока нет, а также о создании системы инвестирования накопительной части пенсии с участием частных пенсионных фондов. На данный же момент Государственный Пенсионный Фонд сохраняет монополию как на сбор, так и на инвестирование пенсионных средств.
Страховая реформа начинается с 2003 года и будет состоять из двух элементов. Во-первых, будет введено новое налогообложение схем страхования жизни, которое снизит привлекательность серых страховых схем, используемых для выплат зарплат. Во-вторых, с июля 2002 вводится обязательное авто- страхование, которое увеличит размер рынка автострахования с 40 млн до полутора миллиардов долларов.
Наконец, намечаются некоторые сдвиги в реализации банковской реформы. Прихом новой команды в руководство ЦБ внес значительные коррективы в видение и приоритеты банковских новаций. Как и в старом варианте банковской реформы повышенное внимание уделяется созданиюмеханизса страхования депозитов, что позволит ликвидировать монополию Сбербанка, контролирующего 79% на рынке банковских вкладов. С другой стороны, новая команда в ЦБ настроена серьезно ужесточить правила котроля за качеством банковского капитала, чего не было в предыдущем варианте реформы. Из 18 млрд долларов банковского капитала по оценкам экспертов около 20-40% приходится на различные схемы, которые призваны увеличить капитал лишь фиктивно. В результае риски банковской системы гораздо выше, чем они кажутся, а финансовая отчетность совершенно не прозрачна.
Если на пути реформирования финансовой системы правительство РФ достигло определенного прогресса, то с промышленной реформой дело обстоит сложнее. Изменения в Газпроме носят скорее административный характер, нежели касаются структуры бизнеса. Обозначенное ранее разделение производства газа, его транспортировки и продажи до сих пор не состоялось. Буксует и реформа РАО ЕЭС. Защита прав миноритарных акционеров остается крайне слабой, а конфигурация реформы расплытой.
Законодательные изменения также даются не без труда. Россия приняла земельный кодекс, и это безусловное достижение, но регулирование сельхоз. земель было отдано на откуп местным администрациям. Закон о банкротстве, который обсуждался более года, был принят Думой в 2002 году, но президент наложил на него вето в силу значительного количества противоречий, которые закон содержал.
Итак, многое было сделано, но многое еще и предстоит сделать. Парламентские выборы 2003 года будут исключительно важным фактором политической жизни наступающего 2003 года, так как именно они определят скорость реформ в дальнейшем. Утрата коммунистами значительной части их политического веса означает, что принадлежавшие им места в Думе могут быть поделены центристскими и либеральными партиями. В частности, важным индикатором будет способность Союза Правых Сил увеличить свое приутствие в Думе слежующего созыва.
|