Номер 4(84)
Проблемы нового правительства: министров сталкивают лбами
Новое правительство, которое включило в себя не только новых назначенцев, но и значительное число участников предыдущего кабинета, начинает проявлять себя. Во всяком случае к концу марта стали очевидны некоторые подводные течения, которые фактически были заложены самой структурой кабинета.
Как и предполагалось, укрупненные министерства не только не позволяют ускорить темпы реформ, но и жестче настаивают на своих предложениях, чем это было в правительстве Касьянова.
Первая особенность новой структуры правительства в том, что оно стало гораздо более расплывчатым по сравнению с предыдущим кабинетом. Министерства расширили свои полномочия за счет служб и агентств, которые вроде бы подчиняются министру, но в то же время и имеют некоторую степень независимости. Фактически, вес новоиспеченных министров, число которых четырнадцать против тридцати трех в предыдущем кабинете, сопоставим с весом вице-премьеров в правительстве Касьянова, которых было всего шесть. В то же время положение единственного вице-премьера Александра Жукова незавидное - в его подчинение нет собственного министерства, в то же время министры нового правительства обладают слишком большими полномочиями, чтобы быть подконтрольными вице-премьеру.
Некоторые противоречия уже обозначились. Например, Герман Греф недавно представил в правительство предложения по созданию свободных экономических зон в некоторых регионах России. Основным достоинством таких зон была бы их способность предоставлять налоговые льготы для определенных проектов, работающих на улучшение инвестиционного климата в стране, в частности, работающих с использованием наукоемкого оборудования. По словам заместителя Грефа Аркадия Дворковича, список льгот составлен таким образом, чтобы не позволить налоговое оптимизирование, а поддержать экономический рост. Тем не менее, Александр Жуков не поддержал предложения министерства Грефа. “Я не являюсь большим сторонником каких-либо офшоров, - заявил Жуков агентству “Рейтер”. - Значительно важнее создать общие условия в стране для улучшения климата”.
Хотя эта дискуссия не принципиальна для экономики – желающие вложить в производство всегда найдут возможность получить льготы, а желающие оптимизировать налоги найдут способ их не платить, но на политическом уровне ее результат важен. Если победа в этой дискуссии будет за Жуковым, это позволит ему изменить мнение о нем, как о короле без королевства. Если победа будет за Грефом, это будет означать, что и при нынешней вертикально интегрированной власти лоббисты отрабатывают свои деньги. Возможен и еще один вариант - если никакого решения по итогам дискуссии принято не будет. В этом случае будет очевидно, что разрешить конфликты во власти новая структура кабинета не позволяет и решающее слово остается за Фрадковым, или в итоге за Путиным. Захочет ли премьер и президент вдаваться в такие детальные предложения - неизвестно, но скорее всего конфликтные вопросы до них просто не дойдут, а будут положены под сукно.
Другое противоречие обозначилось по поводу рструктуризации энергетического комплекса. Совет Директоров РАО ЕЭС в конце марта не принял решения по поводу формы проведения аукционов на энергетические активы, сославшись на необходимость получить решение этого вопроса от самого Михаила Фрадкова. Но буквально через пару дней после этого министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил о том, что участвовать в аукционах можно будет и деньгами, и акциями, что расширит круг потенциальных участников. Является ли это личным мнением министра или решение спущено ему сверху – пока загадка, особенно учитывая тот факт, что за вопросы реформы энергетики формально отвечает ведомство Германа Грефа, который в новом правительстве получил также полномочия расформированного ФЭКа – федеральной энергетической комиссии – по регулированию тарифов.
Ряд аналитиков высказывают мнение, что в ближайшие месяца трения между разными частями кабинета министров только усилятся. Эти трения могут специально подогреваться теми политическими силами, которые потеряли свой политический вес при реформирование правительства. На смену связки Касьянов-Кудрин-Греф, которая сочетала интересы московской и питерской элит, пришла связка Козак-Греф-Кудрин, отражающая интересы только одной группы. Стравливание первых лиц нового правительство и игра на их противоречиях может оказаться действенным механизмом для расшатывания нового кабинета, чтобы, в конце концов, добиться его отставки и взять реванш.
А противоречий, на который можно играть предостаточно. Положение Фрадкова и Жукова, которые выглядят в новом правительстве номинальными фигурами, обещает непростые отношения между ними и Дмитрием Козаком, который де факто играет роль премьера. Алексей Кудрин, вопреки ожиданиям, не получил премьерский пост, поэтому его неудовлетворенные амбиции заставят его резко отстаивать свою позицию. Герман Ггреф настолько расширил свои полномочия, что поневоле будет конфликтовать со многими Министрами, в частности с Христенко, который был вице-премьером в правительстве Касьянова и даже исполнял обязанности премьера, но так и не удержал этих полномочий.
Помимо политических конфликтов, которые затруднят работу правительства и могут привести к его отставке, следует обратить внимание и на экономический аспект. Новое правительство фактически призвано выполнить «грязную работу», то есть воплотить в жизнь непопулярные и/или рискованные изменения экономической политики. Первым таким изменением является серьезное ужесточение социальной политики. В ближайшее время Дума должна принять законодательное сокращение социальных льгот для различных групп, ранее имевших на них право. Речь идет о сокращение так называемых нефинансируемых федеральных мандатах, на сумму приблизительно 4-5 млрд долларов. Даже в последние года они финансировались не более чем на 20%, их полная отмена означает существенное ужесточение политики государства. Вторым сигналом является решение внести поправки в Жилищный кодекс, который ранее запрещал выселять из квартир прописанных там жильцов, что тормозило развитие ипотеки. Согласно поправкам в кодекс, теперь банки получат право выселять неплательщиков, а государство в этом случае не будет гарантировать им право на бесплатное жилье. Если эти поправки будет приняты, это будет действительно революционным шагом в отношении государства к гражданам.
Второй аспект «грязной работы» правительства заключается в увеличение налогового бремени и вообще в переосмысление налоговой политики. Налоговое бремя на нефтяников по заверениям разных чиновников будет увеличено всего на 2-3 млрд долларов ил на 10%, что гораздо лучше первоначальных ожиданий. Тем не менее, бюджетная статистика показывает, что зависимость бюджета от нефтяного сектора увеличивается, а не уменьшается, то есть вклад других секторов становится все менее заметен. В таких условиях в случае падения цен на нефть единственной возможностью спасти бюджет от падения доходов будет введение дополнительных изъятий из нефтянки. Таким образом, риски роста налогов при падающих ценах на нефть выглядят гораздо большими, чем при высоких ценах. То же самое верно и для всей экономики. В случае падения цен на нефть Минфин скорее всего изменит нынешнюю политику снижения налогового бремени в пользу политики повышения налогов. И это будет означать, что бюджет в России по-прежнему не играет роль балансирующей силы, которая в момент ухудшения конъюнктуры поддерживает экономику, а в момент улучшения накапливает запас прочности.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что политические трения, которые уже начали проявляться в кабинете министров, являются сигналом того, что это правительство может оказаться конфигурацией очень временной. И к концу 2004 года станет окончательно ясно, насколько жизнеспособным будет его нынешний состав.
|