Номер 5(85)
НЕЗАВИСИМЫЙ АНАЛИЗ
Благостную картину российской действительности сильно испортил теракт в Чечне, в результате которого погибли Президент Чечни и председатель Госсовета, а ряд крупных чиновников во главе с командующим российскими войсками были тяжело ранены. Безмятежность как рукой сняло. На Президенте нет лица, на 30 летнем исполняющем обязанности премьер-министра Чечни вообще одна тень лица то ли от испуга то ли от понимания не подъёмности задач, свалившихся на его плечи.
Путин летит в Грозный. Наблюдает город, разрушенный десятилетием войны, с борта вертолёта и замечает, что он страшно разрушен. Как ни странно, бомбардировки и артобстрелы, минирование и собственно боевые действия дали свой результат – от города нет даже воспоминаний. Нужно усилить восстановление, дать больше денег. Правильно, забота о людях основной долг Президента. Чеченская Республика регулярно получает из бюджета средств больше, чем какой либо другой регион России. Но, увы, восстановление народного хозяйства в период войны задача бесполезная и деньги как в песок уходят в никуда. Точнее в чьи то конкретные бездонные карманы. Судя по всему, очередной транш на восстановление на подходе, заинтересованные лица готовят карманы.
Что же России делать с Чечнёй? Воистину, это самый неразрешимый вопрос для власти. Вернемся к выбору Путина. Поставив на Кадырова, он сделал сильный ход. Сделать теперь новый, такой же сильный ход, намного сложнее, чем в 99 году. Больше свободы чем была у Кадырова иметь уже не возможно. Идти на диалог с оппозицией для Кремля, неприемлемо, все мосты давно сожжены. Найти замену Кадырову в Чечне или за её пределами задача сложнейшая, из-за политики Кремля, в последние годы разогнавшей любые мало-мальски значимые фигуры «в положенные им ниши».
Конечно, хотелось бы повторить подвиг Михаила Саакашвили в Абхазии, но и возраст не тот, и харизма не та, да и страна не так активна. В России народ на площади не выгонишь.
Вторая важное событие в России – административная реформа. Первая её часть – реформа аппарата. Несмотря на резко уменьшившееся количество министров, число руководителей департаментов, агентств и комиссий активно увеличивается. Готовится сокращение аппарата Государственной Думы, Совета Федераций, администрации Президента, однако количество чиновников в России всё равно растёт. Резко увеличиваются оклады, теперь «три рубля» чиновник не возьмет, так что видимо количество взяток уменьшится, но их сумма возрастёт. В этом вопросе Россия приближается к прогрессивному человечеству.
Второй аспект – сокращение регионов. Успешное объединение Пермского края, проходит практически мирно, в данном случае, оно вполне логично и для блага граждан и для блага страны, но силовая попытка объединения регионов по единому принципу и под одну гребенку может привести к печальным и политическим и экономическим итогам. Возможно, ситуацию нужно менять, но продуманно и не забывая о мировом опыте, российском своеобразии и дальних перспективах. Конечно административная реформа началась не просто так, основная «изюминка – действенный механизм по замене региональных элит. Процесс только начинается но, безусловно, пойдет с большим размахом. Первым в списке оказался губернатор Саратова Аяцков, но на подходе и Лужков, и Строев и многие другие. Отдельно в стороне стоит проблема национальных регионов, но, видимо объединяя, будут пытаться решить и эту проблему. Кстати, желание резко сократить регионы ещё раз подтверждает дефицит кадров, хороших управленцев и на регионы не хватает. При этом в регионах к власти будут стремиться особенно заметные персоналии, теряющего свой политический вес, парламента. Поскольку политическая свобода, и свобода маневра крайне сужена, а тенденция к сворачиванию самостоятельности усиливается постоянной угрозой отмены депутатского иммунитета, иного пути как усиление своего регионального значения депутату не остаётся. Правда в противоречие с этим входит желание избирать Думу только по партийным спискам. Идея такой регулироваемости выборов может привести к тому, что в парламенте до 80% депутатов будут представлять только Москву и Питер. К чему такой отрыв центральной власти от регионов может привести известно из учебника истории. Именно эти тенденции главенствовали в России в начале ХХ века. Повторения, надеемся, не захочет никто ни в России не в мире.
Г.Амнуэль Исполнительный директор Открытого клуба «Международный диалог»
|
|