Номер 12(57)
Правительство может быть довольно экономикой
На фоне высокой нестабильности и политико-финансовых кризисов развивающихся рынков Россия сохраняет свою привлекательность.
Хотя многие эксперты внутри России настроены скептически и уверены, что вырваться на новый виток 5-7% экономического роста стране не удастся в ближайшие 3-4 лет, все же даже 3-4% роста делают российские активы вполне привлекательным видом вложений.
Итоги первого квартала подтверждают тот факт, что хотя сюрпризов экономика не преподносит, все же развитие экономической ситуации происходит в рамках вполне благоприятного сценария. Например, по итогам первого полугодия намерилось улучшение счета движения капиталов. Из России по-прежнему уходит больше капиталов, нежели в нее приходит, но разница между этими финансовыми потоками неуклонно сокращается. Если в январе-июне 2001 чистых отток средств из страны составил 9,8 млрд долларов, то в этом году эта величина была уже 6,9 млрд долларов. К сожалению, пока нет никаких признаков увеличения прямых инвестиций в Россию – по итогам этого года правительство ожидает чистый приток прямых инвестиций на уровне всего 6 млрд долларов.
Уровень инфляции в России по-прежнему высок, но все более очевидна зависимость этого показателя от увеличения тарифов. Иными словами, как только правительство сочтет необходимым прекратить повышение тарифов, темпы роста цен могут легко сократиться до уровня 7-9% в годовом выражении. С другой стороны, вряд ли такое решение будет целесообразным в ближайшие годы – ведь высокая энергоемкость российской экономики делает повышение стоимость энергоносителей необходимым для повышения эффективности производства.
Итоги экономического развития в первом полугодии уже позволили правительству пересмотреть годовые прогнозы по экономическому росту. Ожидаемый рост ВВП был повышен с 3,6% до 3,8%, а рост пром. производства по мнению правительственных экспертов составит от 3,2% до 3,5%.
Основной «неизвестной» сейчас является желание правительства проводить налоговую реформу. С одной стороны, сокращение налогового бремени необходимо, чтобы поддержать развитие малого и среднего бизнеса, предприятия которого страдают от высокого уровня коррупции в стране. С другой стороны, замедление темпов роста приводит к тому, что бюджет получает все меньше налоговых поступлений – по оценки Алексея Кудрина за первое полугодие этого года налоговики недобрали более одного млрд долларов доходов. Неудивительно, что желание пополнить казну может заставить правительство пренебречь интересами экономики. Так, по мнению депутата Гос.Думы Михаила Задорнова налоговая реформа уже становится более размытой и приоритеты ее теряются.
Не стоит ожидать от правительства и прорыва по тем направлениям экономической политики, где обещаны реформы. В частности, начинает пробуксововать банковская реформа. Закон о страховании депозитов, который не подразумевает участия Сбербанка в этой системе, невыгоден частным банкам, поэтому на его принятие может уйти несколько лет. Нет очевидного прогресса и по пенсионной реформе. Государственный Пенсионный Фонд настаивает на сохранении своей монополии по управлению накопительным элементом, поэтому позиции негосударственных пенсионных фондов остаются уязвимыми. Закон о стандартизации широко не обсуждается и каковы его перспективы на данный момент не ясно.
|