Номер 17(62)
Пока рано ставить крест на реформах?
Хотя многие обозреватели уже говорят о заметном снижение темпов реформ, в правительстве пока не хотят в этом признаваться.
Последним сроком, чтобы доказать, что реформаторский пыл еще не умер, станет весенняя сессия в Думе, то есть первая половина следующего года.
Значительным провалом 2002 года можно считать отставания от того графика реформ, который был намечен годом ранее. Первым таким направлением можно считать реформирование ЖКХ. Новое регулирование этого сектора было провозглашено одной из основных задач правительства, была даже разработана и одобрена программа реструктурирования сектора на ближайшие 10 лет. Она, кстати, включала в себя разработку закона о концессиях, то есть механизма передачи в долгосрочную аренду объектов жилищно-комунального хозяйства, принятие которого было намечено на этот год. Законопроект, однако, до сих пор проходит согласование между различными министерствами и в лучшем случае будет направлен в кабинет министров (еще не в Думу!) в декабре этого года. Проблемы, связанные с этим, очевидны. Мировой опыт свидетельствует о том, что концессии, как своеобразный механизм приватизации, позволяют снизить стоимость коммунальных услуг на 20-30%, так как частные собственники достаточно быстро находят возможность рационировать работу служб ЖКХ. Отсутствие законодательно определенного механизма концессий означает, что в основной массе российских регионов стоимость услуг ЖКХ будет регулироваться государством и продолжит расти, так как основной идеей государственной политики в этом секторе было снижение государственных дотаций за счет более высоких тарифов для конечных потребителей.
Другим важным аспектом реформ было принятие закона о стандартизации. Этот закон преследовал две цели, первой из которых было сокращение числа стандартов, которые сейчас насчитываются в количестве несколько тысяч. Так, по мнению представителей Министерства Экономического Развития и Торговли около 90% всех стандартов можно было смело отменить без всякого ущерба для потребителей. Второй целью было очевидное перераспределение полномочий по введение новых стандартов в пользу федерального центра. Как уже не раз отмечалось в различных исследованиях о коррупции в России, именно регулирующие органы власти на местном уровне являются основными источниками коррупции. На их долю приходится около 65% всех взяток, общий объем которых оценивается экспертами в 34 млрд долларов или 11% ВВП России. Не секрет, то именно высокий уровень коррупции в регионах является основным препятствием для увеличение прямых иностранных инвестиций; согласно последним данным, их величина в 2002 году даже несколько ниже, чем в 2001. Новое законодательство о стандартах могло бы эту ситуацию изменить, если бы правительство могло бы принять закон в сжатые сроки. Но, так же как и законодательство по ЖКХ, документ пока блуждает в кулуарах государственной власти.
Наконец, намечаются явные проблемы в банковской реформе. Закон о страхование депозитов, который готовился на протяжение последних шести, если не больше месяцев, опять может попасть в порочный круг согласований и доработок. Напомним, что закон должен был быть подготовлен к апрелю 2002 года, потом со сменой команды ЦБ его разработка фактически началась с нуля, наконец проект должен был обсуждаться 24 октября, но в связи с захватом заложников в Москве обсуждение было отложено. В начале ноября, однако, стало известно, что обсуждение назначено на 14 ноября, но текст законопроекта в последние несколько недель претерпел существенные изменения. В частности, он стал исключительно неблагоприятным для Сбербанка, который должен будет участвовать в страховом пуле наравне с другими банками, а также будет пользоваться гос.гарантиями по вкладам на протяжение 2х, а не 4х, как первоначально предполагалось, лет. Хотя в таком виде законопроект был согласован и ЦБ, и министерством Германа Грефа, открытым вопросом остается реакция на него в Думе, где, как известно, число сторонников Виктора Геращенко еще достаточно весомо.
В правительстве ситуацию вокруг законодательных инициатив драматизировать не склонны и заявляют о том, что у Думы будет возможность принять все законопроекты в весеннюю сессию, то есть в первом полугодие 2003 года. Есть однако, два фактора, которые могут помешать исполнению этих оптимистичных планов. Первый из них связан с политическими соображениями, в частностью, с нежеланием правительства и Думы заниматься политически невыгодными законами накануне выборов. Любое упоминание реформы ЖКХ, например, у простых избирателей вызывает аллергию, а людей, что-либо понимающих в механизмах концессии, можно пересчитать по пальцам. Таким образом, обсуждение вопросов ЖКХ в Думе накануне выборов является не самым разумным шагом.
То же самое можно смело отнести и к банковской реформе. Отмена гос. гарантий по вкладам, каким бы благом это не было для частных банков, будет воспринято вкладчиками Сбербанка без всякого энтузиазма. Так что политических дивидендов с этой реформы также получить не удастся.
Что касается закона о стандартизации, то этот законопроект совершенно уязвляет региональные власти. Учитывая, что многие депутаты Думы избираются на основе поддержки в различных регионах, принятие закона о стандартизации прямо противоречит их интересам.
|