Номер 17(62)
Переговоры продолжаются, но прогресс минимален
В октябре начался новый, так называемый «сентябрьский» раунд переговоров по ВТО, который продлится до конца этого года.
Судя по тем интервью, которые за последний месяц попали в прессу, можно сделать вывод, что по большинству направлений переговоры если не зашли в тупик, то близки к этому. Но российские переговорщики не отчаиваются; они возлагают большие надежды на политический диалог между странами ВТО и Россией, который по их мнению и поможет достичь компромиссов по вопросам вступления в ВТО.
Единственная надежда блеснула в самом начале переговорного процесса, когда комиссар по делам торговли Евросоюза Паскаль Лами приехал в Россию. Его приезд сопровождался заявлениями со стороны стран ВТО о готовности пойти на компромисс по вопросы регулирования энерготарифов. Напомним, что до этого момента основным требованием Европейского Союза было приведение внутренних российских тарифов к уровню, сопоставимому с уровнем в развитых странах, что по мнению стран-членов ВТО, поставит российских экспортеров в равные условия конкуренции с западными производителями. Речь, разумеется, никогда не шла о том, то тарифы на газ и электричество внутри России должны быть полностью аналогичными западным тарифам – для этого их пришлось бы поднять в три-четыре раза. Требование состояло только в том, чтобы уровень административно регулируемых тарифов соответствовал стоимости производства энергоносителей, в то время как на данный момент их цены в полтора-два раза ниже. Компромиссное предложение евросоюза состояло в том, что страны ВТО готовы были удовлетвориться не приведением уровня тарифов к мировым стандартам, а обещанием России увеличить тарифы до этих пределов в течение ближайших нескольких лет. В сожалению, российские представители на согласились с этим требованием, ссылаясь на то, что регулирование внутренних тарифов не входит в компетенцию ВТО.
По другим направлениям даже намеков на существенный прогресс пока не было замечено. Страны ВТО по-прежнему не согласны с высоким уровнем защиты российских производителей машин – Россия настаивает на импортных пошлинах на уровне 30%. Россия до сих отказывается пойти на уступки по вопросу регулирования участия иностранных инвесторов в телекоммуникационном, банковском и страховом секторах. В значительной степени эта позиция оправдывается тем, что российские предприятия еще очень слабы и не выдержат конкуренцию с иностранными компаниями, если те получат возможность прийти на российский рынок.
Отдельная проблема возникает с сельским хозяйством. По этому вопросу страны-члены ВТО настаивают на необходимости ограничить субсидии производителям сельхоз продукции на уровне 12 млрд долларов в год, а позиция России заключается в том, что эта сумма должна быть не менее 16 млрд долларов в год.
Кроме тех проблем, которые возникают на текущих переговорах, в недалеком прошлом стало очевидно, что прошлые победы на переговорах по ВТО, в частности получение статуса страны с рыночной экономикой, дают весьма призрачные преимущества российским компаниям. Напомним, что присвоение России статуса рыночной экономики сначала США, а потом и ЕС, давало российским экспортерам возможность заработать дополнительных 4 млрд долларов в год засчет снижения пошлин на российскую продукцию. Но буквально два месяца назад стало известно, что ЕС намерен ввести новое анти-демпинговое регулирование, согласно которому издержки производства российсикх компаний все равно будут проходить проверку на предмет соответствия европейским стандартам, и в слуае обнаружения существенного занижения стоимости производства, пошлины понижены не будут.
Комментируя переговоры по ВТО российские представители говорят либо о том, что «мы не стремимся вскочить в уходящий поезд», либо о том, что «мы готовы вступить в ВТО только на наших условиях». Иными словами не торопятся. Такая позиция, скорее всего, связана с осознанием того факта, что Россия просто не успевает вступить в ВТО в ближайший год – ведь помимо согласования всех вышеперечисленных спорных вопросов нужно еще провести двусторонние переговоры в 26 странами по вопросам регулирования услуг и с 56 по вопросам регулирования товаров. Если же Россия не успевает вступить в ВТО в 2003 году, то ее вступление фактически откладывается на 2007 год. Это связано с тем, что в 2004 году состоятся президентские выборы в США, и принятие России в ВТО, что явно будет подразумевать политические договоренности, будет не актуальным для мировой общественности. Затем, с 2005 года, ВТО переходит на новую систему внутреннего регулирования и законодательства. То есть, с 2005 года помимо ныне обсуждаемых с Россией вопросов прибавиться еще один, и очень весомый – это вопрос соответствия российского законодательства новым нормам ВТО. По оценке российских переговорщиков, в частности Максима Медведкова, на приведение законодательства в соответствие понадобиться около 1-2 лет.
|