Номер 4(68)
Премьер недоволен налоговыми предложениями
Правительство продолжает обсуждение налоговой реформа, которое проходит совсем не так гладко, как хотелось бы. На последнем заседание правительства 13 марта премьер Касьянов отказался заслушивать доклад замминистра финансов Сергея Шаталова о налоговых инициативах, заявив, что эти предложения назвать налоговой реформой нельзя. Основной причиной недовольства премьера на наш взгляд стало отсутствие единого стержня у новых налоговых инициатив. В недрах Минфина готовится ряд предложений, включающих в себя снижение НДС, ЕСН и других налогов. И все же все эти новации преподносятся не как единая концепция изменения налогового режима, а как набор отдельных действий. Уж тем более не выработал Минфин концепцию налоговой системы, которая могла бы стать очередным лозунгом для предвыборной компании проправительственных партий. Одновременно, Минфин последнее время прямо заваливает кабинет министров инициативами, которые не только противоречат друг другу, но и концепции управления бюджетом, которая на сегодняшний день реализуется. Например, предложение о создание стабилизационного фонда противоречит изначальной идее, согласно которой правительство должно снижать бремя в несырьевых секторах и повышать налогообложение сырьевых компаний. Если нефтяные компании будут отчислять средства преимущественно в стабилизационный фонд, то непонятно, кто же будет пополнять бюджет, если налоги на несырьевые сектора снизят, или же это снижение просто не произойдет, но тогда под вопросом будет снижение зависимости Россииот нефти.
Но главная проблема налоговых инициатив заключается в оценке их влияния на поступления бюджета. На данный момент правительство по всей видимости не готово отказаться от профицитного бюджета, поэтому любое падение доходов должно либо компенсироваться из других источников, либо сопровождаться соответствующим снижением бюджетных расходов. Минфин до сих пор говорил о том, что снижение расходов в годовом выражение может составить около 1% ВВП, но представленные в последнее время налоговые инициативы могут стоить гораздо больше указанного одного процента ВВП. На наш взгляд, чем более успешным будет состояние российской экономики, тем больше шансов для осуществления реформ. Затухание темпов роста приведет к тому, что эффект от снижения налогового бремени на внутренние сектора экономики будет получен с гораздо большим временным лагом, и, соответственно, выше будет стоимость таких реформ для бюджета. Поэтому достаточно высокие цены на “черное золото” в 2004-2005 годах является главным залогом для продолжения реформ в России.
Кроме того, по сути, речь идет о том, что болезненное решение о начале реформ должен принимать президент Владимир Путин. Те реформы, которые были проведены в 2000-2002 гг. были достаточно дешевыми с точки зрения их реализации. Сейчас правительство стоит перед гораздо более дорогостоящими преобразованиями - стоимость реформы ЖКХ составляет 15 млрд долларов, реформа естественных монополий около 3-4 млрд долларов, налоговой реформы - порядка 4-6% ВВП или же 20 млрд долларов. Кроме того, эти реформы не удастся релизовать за один год, поэтому и результат от них будет получен не ранее, чем к концу следующих президентских выборов. Для их реализации нужен законодательный механизм, нужно сущесвтенное улучшение работы судебной системы и значительное сокращение коррупции. Как заявила, выступая недавно по НТВ, Ирина Хакамада, в России либо президент должен брать на себя ответственность за принятие решений, либо это должен делать парламент в лице партии большинства. Второй вариант в России вряд ли будет реализуем, а вопрос президентскйо ответственно целиком находится в компетенции Владимира Путина и будем надеяться, что выборы 2004 года позволят ему стать менее зависимым от общественного мнения и взять под свою ответственность политически невыгодные реформы.
|