Номер 4(68)
Банкам обещают послабление
Несмотря на некоторое замедление процесса реформ, правительство по-прежнему занимается разработкой предложений для поддержания банковского сектора. Первая причина такой активности заключается в том, что банковские законопроекты являются менее конфликтными и могут быть приняты в год парламентских выборов. Вторым аргументом является значимая роль банковского сектора для экономического роста, на которую в последнее время указывают все правительственные чиновники.
Российские банки в 2002 году существенно расширили объемы выдаваемых кредитов – если в 2001 году объемы кредитов реальному сектору составляли 14% ВВП, то в 2002 году они выросли до 17% ВВП. В то же время диверсификация кредитного портфеля до сих пор в значительной степени сконцентрирована на заемщиках из экспортно-ориентированных и сырьевых секторов. В случае Сбербанка на эти компании приходится около 32% процентов его кредитного портфеля, а в частных банках на этих заемщиков приходится до 50-60% портфелей. Иными словами, банки, даже крупные, до сих пор избегают кредитовать мелкий и средний бизнес, предпочитая сохранять высокую концентрацию. По всей видимости, российские банкиры считают, что в случае возникновения финансовых проблем в Газпроме или в других крупных нефтяных компаниях, эти риски можно будет уменьшить путем политических договоренностей. А поскольку договориться о погашении кредитов с десятью компаниями проще, чем с тысячами мелких предприятий, то предпочтение в кредитовании крупных компаний совершенно очевидно. Поэтому банковский сектор очевидным образом нуждается в принятие дополнительного законодательства и регулирования, которые создали бы более благоприятную среду для увеличения диверсификации кредитного портфеля. В частности, существует возможность увеличить доступ к кредитам за счет снижения процентных ставок в экономике. На данный момент средние ставки кредитования составляют около 12% в долларовом выражение, что делает кредиты недоступными для основной массы ненефтяных секторов. Именно о снижение процентных ставок и собирается позаботиться правительство. Согласно последним предложениям, кабинет министров собирается выступить с инициативой по снижению фонда обязательного резервирования. На текущий момент российские банки держат в обязательных резервах около 4 млрд долларов, отчисляя 7% с рублевых депозитов и 10% с валютных депозитов. Эти нормы резервирования в России значительно выше чем 2%, отчисляемые в Европейских странах и 5%, отчисляемые в США. Резервирование снижает доходность банковских активных операций и уменьшает норму прибыли в банковском секторе, так как средства, которые могли бы быть в обороте, лежат на счетах в ЦБ. Снижение нормы резервирования в два раза позволило бы российским банкам увеличить прибыть на 10%-15% процентов в год.
Окончательное решение по этому вопросу, однако, остается за Центральным банком. И проблема здесь в том, что руководство ЦБ сейчас озабочено снижением инфляционного давления в экономике и не готово пожертвовать инфляционным показателем даже ради более высоких темпов экономического роста. Имеется в виду, что снижение нормы резервирования банковских депозитов приведет к увеличению ликвидности в финансовом секторе, что позволит банкам более активно кредитовать реальный сектор, но также и увеличит денежную массу, и потенциально приведет к росту цен. Учитывая, что с начала года инфляция уже составляет около 5% при годовом правительственном ориентире в 12%, ЦБ скорее всего предпочтет более умеренное реформирование банковских нормативов.
Парадоксально, но факт – реформа банковского сектора могла бы увеличить темпы роста без негативных последствий для инфляции, но только при условии законодательных реформ, расширяющих доступ банков к заемщикам в ненефтяных секторах и позволяющих провести модернизацию на этих сегментах. Но пока у Центрального Банка нет уверенности, что банковская реформа будет поддержана реформированием реального сектора, он не спешит давать послабления банкам. А в правительстве говорят о том, что сначала нужно реформировать банки, а потом уже заниматься экономикой. Так и получается, что ЦБ ждет, когда правительство направит законодательство в Думу, а правительство откладывает это в надежде, что реформа банков произойдет быстрее и положительно скажется на росте. В результате, время уходит, реформы так и откладываются, а риски, что цены на нефть упадут и Россия опять столкнется с проблемами обслуживания долга и бюджетного дисбаланса, растут на глазах.
|