Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 4(68)
Перспективы долговой политики России

    Министерство финансов РФ в марте 2003 года направит на выплаты по внешнему долгу в общей сложности около $1513.102 млн. Об этом свидетельствуют данные Департамента внешнего долга Минфина.
    Из этой суммы странам - официальным кредиторам, банкам и фирмам будет направлено $560.231 млн., в том числе на погашение основного долга - $491.502 млн. и на выплату процентов - $68.729 млн. Выплаты международным финансовым организациям в марте составляют $189.444 млн. (основной долг - $159.344 млн., проценты - $30.1 млн.). Кроме того, погашение купонов по российским еврооблигациям составит $763.427 млн.
    Всего в текущем году Россия должна направить иностранным кредиторам около $17.3 млрд.
    Согласно данным Минфина, по состоянию на 1 января 2003 года суммарный объем российского госдолга составил $144.9 млрд. Из них $123.5 млрд составил внешний долг, $21.4 млрд - внутренний долг. Минфин также отмечает, что размер внешнего долга России снизился с 89.5% ВВП по данным на начало 2000 года до 36.2% ВВП - на 1 января 2003 года.
    В феврале, на который традиционно выпадают самые большие в году выплаты по внешнему долгу, Минфин заплатил около $2 миллиардов, из которых $1,79 миллиарда были перечислены странам-членам Парижского клуба.
    Текущий год является пиковым по объему платежей по внешнему долгу, когда России предстоит выплатить, по данным Минфина, $17,3 миллиарда по сравнению с $14,0 миллиарда в 2002 году.
    В марте Минфину необходимо заплатить странам -официальным кредиторам $560,2 миллиона, из которых $491,5 миллиона приходится на основной долг и $68,7 миллиона - на проценты.
    Кроме того, Минфин должен перечислить в этом месяце международным финансовым организациям $159,3 миллиона по основному долгу и $30,1 миллиона процентов.
    Минфин также осуществит в текущем месяце купонные выплаты по еврооблигациям на сумму $763,4 миллиона.
    Согласно разботанном Минфином РФ проекте основных направлений политики правительства в сфере госдолга на 2003-2005 годы (6 марта т.г. на заседании правительства рассматривались основные направления политики в сфере государственного долга на 2003-2005 гг. и комплекс мер по ее реализации).
    По расчетам Минфина РФ, в ближайшие годы Россия в состоянии привлекать на внешних рынках не более $5-6 млрд., на внутреннем - не более $7-8 млрд. без существенного ухудшения условий заимствований.
    В целом, отмечают эксперты Минфина, по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%.
    Суммарный объем долга субъектов РФ на начало 2003 года составил 217.7 млрд. руб., или 2% ВВП. 17.2% в общем объеме долга субъектов РФ приходится на ценные бумаги. Минфин считает целесообразным сохранение за федеральным центром абсолютного приоритета при выходе на рынок внешних заимствований. Для этого должен быть сохранен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ. Суммарный объем заимствований российских корпораций, по данным Минфина, к началу 2003 года составлял $27 млрд. К факторам риска Минфин относит возможность выхода на рынок внешних заимствований российских ГУПов. Специалисты Минфина предлагают создать систему мониторинга внешних заимствований для всех субъектов хозяйствования в РФ.
    Алексей Кудрин заявил, что в расчетах на 2004 год министерство исходит из цены на российскую нефть на уровне 18,5 долларов за баррель. “Это консервативная оценка, которая должна сохраниться и на ближайшие годы”, - подчеркнул он. При этом предполагается, что в 2004 году непроцентные расходы федерального бюджета составят 11,6 процента ВВП, что на 1,4 процентных пункта ниже, чем в текущем году. Причём Алексей Кудрин особо подчеркнул вопрос создания стабилизационного фонда. По его мнению, он позволит обеспечить финансовые обязательств страны при неблагоприятной динамике мировых цен и станет “страховкой по пикам платежей по внешнему долгу”.
    Заместитель главы правительства указал на то, что накопленный в минувшем году финансовый резерв в объеме 205,9 млрд. рублей покрывает платежи в 2003 году по внешнему долгу на 38%. В текущем году России предстоит выплатить 17,3 млрд. долларов по внешнему долгу.
    В период 2004-2005 годов объем погашения госдолга РФ составит более $29,3 млрд., в том числе внешнего долга - $18,9 млрд., внутреннего - $10,4 млрд., отмечается в документе. В нем напоминается, что на 1 января 2003 года объем внешнего госдолга РФ составил $123,5 млрд., или 36,2% ВВП, что почти на 30% меньше показателей на начало 2000 года, когда внешний долг составлял $158,4 млрд., или 89,5% ВВП.
    Внутренний долг на 1 января 2005 г. составит $29,5 млрд. и, соответственно, $34,4 млрд. на 1 января 2006 г. Минфин также предлагает инвестировать средства накопительной пенсионной системы в государственные ценные бумаги в рамках проведения политики в сфере государственного долга. По словам первого замминистра финансов А.Улюкаева, погашение внешнего долга должно осуществляться в большей степени за счет рефинансирования по внутреннему долгу.
    Вывод: Оценивая одобренную долговую стратегию, следует отметить, что ряд разработанных положений, на которых будет основываться политика по управлению госдолгом, можно охарактеризовать положительно. Речь идет о таких направлениях, как: получение Россией инвестиционного рейтинга (расположено на последнем месте в перечне?!), снижение расходов на обслуживание госдолга и завершение урегулирования долга бывшего СССР. Однако приоритеты смещены в сторону наращивания внутренних заимствований.
    По словам премьер-министра РФ Михаила Касьянова, несмотря на “кардинально изменившуюся ситуацию”, Россия должна определить новые приоритеты и задачи в долговой политике. Прежде всего, считает глава правительства, необходимо снизить стоимость обслуживания долга, чтобы средства из экономики не изымались на его погашение. “Нужно работать с качеством долга и создавать ориентиры для всех хозяйствующих субъектов в России по работе на рынке заимствований”, - считает Касьянов. Касьянов также полагает, что государству необходимо координировать с компаниями работу на этом рынке. “Для государственных и частных компаний стоимость заимствований должна быть ориентиром для своей собственной деятельности”, - заявил Касьянов. Он также подчеркнул, что государство должно определиться по условиям будущих заимствований и процентным ставкам для хозяйствующих субъектов.Так,что России есть над чем задуматься.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Российско-итальянское сотрудничество: Итальянские инвестиции ¦  Премьер недоволен налоговыми предложениями ¦  Банкам обещают послабление ¦  Услуги бухгалтера в России ¦  Финансовые рынки ¦  Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году ¦  Рейтинг инвестиционной привлекательности компаний ТЭК
Rambler's Top100    Rambler's Top100