Номер 7(52)
В ожидании президентского послания
Итоги первого квартала 2002 года подтвердили опасения тех, кто был настроен скептически относительно возможности дальнейшего экономического роста.
По итогам первого квартала ВВП вырос по предварительным оценкам всего на 3%. Напомним, что правительственный прогноз на этот год установлен в рамках 3,2-4,0%, то есть по итогам первого квартала он был ниже годовых показателей.
Хотя показатели промышленного роста по отраслям еще не опубликованы, тенденция первых двух месяцев не дает поводов для оптимизма. Из 15 основных отраслей, которые Госкомстат отслеживает на регулярной основе, только в 3х отмечается рост, в большинстве же объем выпуска сокращается. Наибольшее беспокойство вызывает снижение выпуска в машиностроении, которое от месяца к месяцу становится все более значительным. Как мы писали ранее, именно рост производства в этой отрасли являлся индикатором экономического роста, отражая увеличение инвестиционного спроса. И хотя данные о динамике инвестиций еще не опубликованы, спад в машиностроении свидетельствует о наметившимся значительном замедлении.
Действия правительства свидетельствуют о том, что и кабинет министров обеспокоен макро-экономической картиной. Не далее как в конце марта на очередном заседании по поводу налоговой политики обсуждалось возможное понижение налоговой нагрузки, которая за последние два года сократилась на 2% ВВП благодаря снижению социального налога, оборотных налогов и налога на прибыль. В частности, федеральное правительство заявило о возможности дальнейшего понижения налога на прибыль на 1.5 процентных пункта, а также подтвердило намерение сократить НДС и полностью ликвидировать оборотные налоги. По всей видимости, эти меры будут учтены при подготовке бюджета на 2003 год, проект которого должен быть представлен правительству 23 мая этого года.
В то же время, снижение налогов с 2003 года положительно скажется только на экономических показателях следующего года, но скорее всего не повлияет на динамику пром.производства в ближайшие месяцы. Таким образом, в краткосрочной перспективе меры бюджетной политики отходят на второй план и основную роль в поддержании роста должна безусловно играть денежная политика. В свете этого недавняя отставка Виктора Геращенко и назначение на пост главы ЦБ Сергея Игнатьева, длительное время работавшего в Министерстве Финансов, является важным положительным сигналом для предпринимателе. Не секрет, что прежний глава ЦБ уделял большое внимание динамике номинального обменного курса, но при нем ЦБ никогда не занимался управлением реального курса рубля, ссылаясь на немонетарный характер инфляции. С назначением Сергея Игнатьева появляется надежда, что ЦБ и Минфин перестанут заниматься переваливанием друг на друга ответственности за инфляцию, а начнут проводить политику ускоренной девальвации рубля с целью компенсировать высокий темп инфляции.
Важной вехой в формировании адекватной политики в ближайшие месяцы может стать традиционное президентское послание, которое Владимир Путин собирается огласить в среду 17 апреля. Подготовка ежегодного послания в этом году по слухам проходит достаточно напряженно – президент требует новых идей, которые Минэкономразвития, видимо, предоставить пока не может. Министерство Грефа работает по уже накатанной схеме, предлагая Владимиру Путину обрисовать ближайшую перспективу на основе сценариев на 2003-2005 гг (см. таблицу).
Однако, хотя сценарии Минэкономразвития безусловно заслуживают внимание экономистов, считать их чем-то оригинальным никак нельзя. Оба варианта развития экономики, как они представлены в таблице, свидетельствуют о сохранении Россией статуса-кво в смысле зависимости от цен на нефть. Иными словами, более высокие цены на нефть автоматически означают более высокие темпы роста российской экономики. При этом, интересно отметить, что более высокие цены на нефть способствуют и структурным реформам. В случае, если средние цены на нефть составят 21,5 доллара за баррель, кабинет министров готов пойти на более резкое повышение тарифов (до 35%), в то время как при более низких ценах на нефть и рост тарифов будет достаточно скромным. Важно также отметить, что если по второму сценарию рост тарифов в реальном выражении составит около 20%, то по первому сценарию увеличение тарифов лишь компенсирует естественным монополиям потери от высокой инфляции.
Выступление Владимира Путина следует считать важным еще и потому, что от того, воспользуется ли он материалами, подготовленными Грефом или нет, зависит и его поддержка правительству в нынешнем его составе. Ведь вполне возможно, что президент сейчас находится в поиске не только новых идей для ежегодного послания, но и в поисках новой команды.
|