Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 3(67)
Россия может вступить в ВТО уже осенью 2003 года
Интервью с Алексеем Павловичем Портанским, директором информационного бюро
по вопросам присоединения России к ВТО


    Информационное бюро по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО) – некоммерческая независимая организация, созданная в августе 2001 года под эгидой Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ).
    Основные цели и задачи Бюро – всестороннее освещение процесса присоединения России к ВТО, а также содействие этому процессу благодаря поддержанию и установлению связей и контактов с официальными учреждениями, прессой и общественностью.
    - Уважаемый Алексей Павлович, не могли бы Вы сказать несколько слов об основных направлениях деятельности Вашего Бюро и мерах содействия России при вступлении в ВТО?
    - Информационное бюро по присоединению России к ВТО было создано в середине 2001 года. Главная задача бюро - информирование широких слоёв общественности и, в первую очередь, российского бизнеса, о целях и задачах присоединения к ВТО, о состоянии переговорного процесса между Россией и членами ВТО и о перспективах присоединения. Информационная компания с участием нашего бюро, и, естественно, вместе с экспертами Минэкономразвития, членами нашей переговорной делегации ведётся активно с середины 2001 года. Проводим мы её отнюдь не только в Москве и Санкт – Петербурге, а по всей стране, - выступаем на региональных конференциях, семинарах, круглых столах на тему «Российский бизнес и присоединение к ВТО».
    В процессе таких встреч в регионах мы решаем не только информационные задачи, но и устанавливаем очень важную обратную связь, то есть, получаем конкретную информацию о том, как обстоят дела на предприятиях тех или иных отраслей, каковы перспективы развития наших предприятий. И эти данные учитываются на переговорах в Женеве.
    - Сейчас очень много мнений о сроках и степени готовности России на пути в ВТО. Правительство взяло курс на присоединение к ВТО. В то же время некоторые эксперты говорят, что Россия не готова к вступлению в ВТО. Как вы считаете, каковы перспективы присоединения к ВТО? И могут ли дальнейшие мировые события каким-то образом повлиять на перспективы «ускоренного» вступления России в ВТО?
    - Я бы не стал говорить о том, что острые политические события в мире, такие, как иракский кризис, разногласия в этой связи в НАТО могут повлиять на переговорный процесс в ВТО. Все-таки тема присоединения к ВТО достаточно конкретная, торгово-экономическая, но разумеется, с политическим контекстом. Интрига присоединения к ВТО, если так можно выразиться, заключается в другом. ВТО это организация, где делят очень большие деньги. Дележ происходит на мировых рынках товаров и услуг, т.е. на рынках стран-членов ВТО. Наши партнеры по переговорам естественно стремятся обеспечить максимально свободный доступ на российский рынок для своего бизнеса. Мы же хотели бы, чтобы в конкурентной борьбе максимально возможная часть доходов на нашем рынке доставалась все-таки российским производителям. В этом и заключается дележ денег. И речь здесь идет о десятках миллиардов долларов.
    Готова ли Россия к вступлению в ВТО или нет? Подобный вопрос можно ставить бесконечно долго. Оппоненты присоединения говорят о том, что, мол, давайте сначала станем конкурентоспособными, а потом будем ставит вопрос о присоединии к ВТО. Но в таком подходе уже есть фундаментальное противоречие: невозможно стать конкурентоспособными, не приоткрыв рынок, не участвуя в международной конкуренции, Все страны, включая США, проходили и проходят эту процедуру конкурентной борьбы. Так, например, в 80 – е годы XX века, американская автомобильная промышленность оказалась в условиях жёсткой конкуренции с японской.
    Безусловно, в случае каждой отрасли можно говорить о каком-то разумном переходном периоде, о тарифной защите на какое-то время с последующим понижением пошлины. Но не следует говорить о том, что России необходимо отложить вступление в ВТО из-за того, что часть ее предприятий пока неконкурентоспособна. Становится конкурентоспособным, можно только участвуя непосредственно в конкуренции.
    - Какие трудности испытывает Россия на переговорах с Всемирной Торговой Организацией?
    - Вначале я расскажу о наиболее острых и чувствительных переговорных вопросах, которые России ещё предстоит решить. Это, естественно, проблема доступа на рынок услуг, в том числе финансовых. Из финансовых подразумевается, в первую очередь, страховые и банковские услуги, - здесь пока нет конкретных договорённостей, и их предстоит достичь. Наши партнёры хотят максимальной либерализации наших рынков страховых и банковских услуг. Россия даёт следующий ответ: мы не можем сейчас впустить иностранные компании на наш страховой рынок, поскольку, слишком неравны изначальные условия – страховые компании на Западе многократно превосходят российских страховщиков по всем показателям. Поэтому, вполне очевидно, что никакой равной конкурентной борьбы в этом секторе быть не может, - необходимы ограничения на определённый период по уровню присутствия иностранного страхового капитала на нашем рынке страховых услуг. То же самое в банковском секторе, - мы тоже ставим вопрос об определённых ограничениях на переходный период.
    В секторе телекоммуникационных услуг наши западные партнёры требуют свободного доступа, однако российская сторона настаивает на монопольном положении компании «Ростелеком» на предоставление услуг дальней связи в течение шести лет.
    Если говорить о «чувствительных» моментах переговорного процесса, то нельзя не сказать о проблеме ценообразования на наши энергоносители. Данный вопрос непрерывно ставится на переговорах нашими партнёрами. Они требуют приведения в соответствие внутренних цен с экспортными ценами, прежде всего, на газ (разница цены на газ на внутреннем рынке и на внешнем у нас достигает шестикратного размера).Наш ответ заключается в том, что государство в России действительно сейчас регулирует цены на энергетическом рынке, как поступают, впрочем, многие страны мира. Вместе с тем мы намерены проводить реформу в области энергетики, однако это процесс длительный. Самое главное заключается в том, что требований о либерализации рынка энергоносителей нет в документах ВТО. То есть, претензии в данной области не обусловлены какими-либо требованиями в ВТО.
    В сфере доступа на рынок товаров также имеются чувствительные позиции, как, например, рынок автомобилей и рынок авиатехники. Здесь от нас требуют снижения пошлин на авиатехнику вплоть до нуля, на автомобили, скажем, до уровня пяти – дести процентов. Понятно, что Россия не может принять эти требования по ряду причин. К примеру, пойти на резкое снижение пошлин на авиатехнику означало бы загубить нашу авиационную промышленность. Что же касается автомобильной промышленности, то здесь те западные инвесторы, которые хотят в России создавать автосборочные предприятия, сами требуют высоких пошлин.
    На начало этого года намечена весьма насыщенная программа переговорного процесса, делегации будут встречаться чаще, чем это было прежде. 3-го марта 2003 года начинается очередной раунд переговоров, - пройдёт неформальное, а затем и формальное заседание Рабочей группы. В рамках мартовского раунда запланированы двусторонние переговоры по товарам и услугам с 25 – 30 странами, а до или сразу после него намечено провести серию многосторонних встреч/консультаций по услугам, сельскому хозяйству, техническим барьерам в торговле, энергетике, фитосанитарным нормам. Такая же процедура повторится в апреле текущего года и, таким образом, к маю 2003 года мы действительно надеемся, что ситуация прояснится, и будет сказано, возможно ли закончить переговоры в этом году или нет.
    - Россия, присоединяясь к ВТО, должна согласовать перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Причём, такие обязательства могут быть общими для всех услуг и конкретными, затрагивающими только определенные сектора. Какие, на ваш взгляд, издержки могут возникнуть при интеграции России в мировой рынок услуг?
    - Россия, присоединяясь к ВТО, должна согласовать перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок, в том числе в форме коммерческого присутствия. Такие обязательства могут быть общими для всех услуг и конкретными, затрагивающими только определенные сектора.
    В отличие от торговли товарами, любая количественная оценка последствий присоединения к ВТО для российской индустрии услуг вряд ли может считаться корректной. Тем более, что согласовывать обязательства России приходится по десяткам видам услуг, совершенно разных по своему характеру, степени вовлеченности в систему международной конкуренции, особенностям национального контроля и регулирования.
    Отрасли услуг в России находятся на начальной стадии становления и испытывают явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Приведу наглядный пример: объем производимых услуг на душу населения в России (в сопоставимых ценах) не превышает 3 тыс. долл. в год, в то время как в США он равен 25, в Западной Европе и Японии – 15-16 тыс. долл. Без ускоренного развития этой сферы создать в России цивилизованный рынок и повысить эффективность экономики не удастся. Интеграция в мировое хозяйственное пространство ( в том числе через присоединение к ВТО) расширит возможности для использования мирового опыта, приобщения к высокой рыночной деловой культуре, перехода на новейшие технологии и методики, международные стандарты и нормы обслуживания.
    Не менее важно и то обстоятельство, что конкурентное давление со стороны иностранных поставщиков услуг оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры. Это принесет непосредственные выгоды потребителям и будет, в свою очередь, стимулировать расширение спроса как основу для дальнейшего прогресса рассматриваемых отраслей, оздоровление бизнес-среды, способствовать устранению многочисленных искажений рыночных отношений, улучшению инвестиционного климата, общей модернизации экономики.
    В более отдаленной перспективе можно ожидать и улучшения ситуации во внешней торговле рассматриваемыми услугами. Сейчас дефицит в торговле услугами составляет у России 7-8 млрд. долл. Используя предоставляемые ГАТС возможности доступа и деятельности на рынках других стран и ряд конкурентных преимуществ, российские поставщики услуг могут осваивать зарубежные рынки прежде всего в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы и ряде развивающихся стран.
    Принятие наработанных ВТО нормативов в секторе услуг поможет устранению множества пробелов в правовом обеспечении этого сегмента российского рынка, формированию правовой системы, сопоставимой с западным и международным законодательством. Безусловно, интеграция в мировой рынок услуг, прежде всего, в интересах России. У нас сейчас процент услуг в ВВП существенно меньше, чем у развитых стран. В России практически все сферы услуг пока еще слабо развиты - их только предстоит развивать. Мы заинтересованы в том, чтобы интегрироваться в мировой рынок услуг, а для этого нужно открыть свой рынок. Более того, это весьма важно и для развития нашего реального сектора – промышленности. Ведь сфера услуг – это те же банки, страховые компании, о которых я уже говорил. Нашим предприятиям реального сектора нужен кредит по невысокой ставке, а для того, чтобы кредит был дешёвым необходима либерализация сектора финансовых услуг. Поэтому интеграция России в мировой рынок услуг отвечает развитию не только собственно сектора услуг, но и реального сектора. Когда же будут определены условия присоединения России и в том числе, в сфере услуг, тогда и можно будет говорить более конкретно о темпах интеграции России в мировой рынок услуг.
    Конечно, либерализация рынка услуг может быть сопряжена с какими-то издержками. Так, некоторые эксперты не исключают проникновения на российский рынок фирм-однодневок и недобросовестных поставщиков услуг, всяческих злоупотреблений с их стороны. Существуют также опасения захвата нашего рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, привлечение ими наиболее квалифицированной части российской рабочей силы. Однако, оценивая степень опасности рыночной экспансии иностранных конкурентов, следует принимать во внимание целый ряд моментов, касающихся особенностей российского рынка в том числе потенциал конкурентоспособности российских производителей.
    - Как вы оцениваете состояние отраслей, которые необходимо реструктуризировать и модернизировать, приблизив их к стандартам ВТО?
    Отвечая на данный вопрос, хотел бы воспользоваться данными опубликованного в середине 2002 года доклада Российской академии наук и Национального инвестиционного совета «Народнохозяйственные последствия присоединения к ВТО».
    Вокруг доступа на рынки финансовых услуг складывается довольно острая ситуация. Российские банкиры хотели бы добиться защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов на определенный период.. Действительно, по своей капитализации все российские банки уступают одному «Ситибэнк», а все страховые компании – швейцарской «Цюрих». Однако этот аргумент можно с равным успехом использовать как для обоснования необходимости протекционистской защиты, так и мер по стимулированию притока иностранного капитала для развития этого сектора.
    В этом отношении характерна ситуация в банковском секторе. В соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, Россия предоставляет дочерним банкам ЕС (с долей нерезидентов в уставных капиталах до 100%) национальный режим, т.е. тот же, что и российским банкам. Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остается довольно ограниченным (по сравнению, например, с аналогичным показателем для стран Восточной и Центральной Европы) не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке. В Москве, где традиционно осуществляется 85% финансовых операций, на долю банков с участием иностранного капитала приходится около 12% операций по вкладам населения, 10% операций по покупке ценных бумаг и 15% кредитования корпоративных клиентов.
    В целом банки с иностранным капиталом представляют собой на сегодняшний день сравнительно замкнутое сообщество, члены которого охотнее контактируют друг с другом, нежели с российскими банковскими институтами. Из-за этого позитивное влияние иностранных банков на российскую банковскую систему крайне ограничено.
    Крупные российские коммерческие банки видят в банках с иностранным капиталом скорее потенциальную, нежели реальную угрозу. Они рассуждают о гипотетической экспансии иностранного банковского капитала в Россию, требуя при этом более активной государственной поддержки частных отечественных банков, которые до сих пор демонстрировали свою полную несостоятельность в вопросах эффективного финансового посредничества в экономике.
    В целом лояльны к иностранному банковскому капиталу мелкие банки. Угрозу своим интересам они видят в усилении позиций банков, пользующихся государственной поддержкой: как федеральной, так и региональной.
    Разрабатывая перспективы политики в отношении иностранного банковского капитала, необходимо принимать во внимание то, что со временем ситуация на российском рынке финансовых услуг стабилизируется. Если к тому же в стране улучшится инвестиционный климат, присутствие иностранного банковского капитала будет расширяться, а его активность на российском рынке повышаться. Для российских банков это будет означать усиление конкуренции. А для промышленности и сельского хозяйства - улучшение доступа к кредитным ресурсам. Однако такая ситуация, по-видимому, наступит еще не скоро.
    В обозримой перспективе успешно противодействовать конкуренции со стороны иностранных банков могут банки с государственным участием - Сбербанк и Внешторгбанк.
    Несколько слов о сфере страхования. В России критически высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира. Однако национальная система страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Во многом деятельность отечественных страховых компаний связана с реализацией «зарплатных схем» для ухода предприятий от налогов. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Через систему перестрахования российские страховщики держат основные денежные средства за рубежом. Серьезных иностранных инвестиций в страховой бизнес пока не поступает. Доля иностранцев на российском страховом рынке - порядка 7%.
    Российские потребители страховых услуг (особенно по страхованию рисков в хозяйственной деятельности) объективно заинтересованы в расширении иностранного присутствия в этом секторе. Присоединение к ВТО может активизировать этот процесс. Его масштабы будут зависеть не столько от условий такого присоединения, а прежде всего от того, насколько улучшится общий климат в экономике. При любых вариантах уничтожение национального страхового рынка не произойдет. Ведущие отечественные компании имеют свою нишу рынка (особенно в регионах), основанную на «неформальных» отношениях с губернаторами и директорами заводов. За национальными компаниями останутся также обязательные виды страхования.
    Что касается сферы туризма, то здесь можно сказать следующее: потенциал страны в развитии этого вида услуг огромен, учитывая множество природных достопримечательностей, исторических и культурных памятников и других туристских объектов. В то же время для использования этого потенциала страна не располагает необходимыми ресурсами и потому максимально заинтересована в притоке иностранного капитала для развития этой высоко-капиталоемкой сферы. Сотрудничество с иностранцами с этой сфере уже принесло плоды: бум строительства гостиниц в Москве в начале 90-х годов финансировался в основном за счет капитала гостиничных транснациональных компаний. Такое сотрудничество, очевидно, продолжится независимо от ВТО, распространяясь на другие города и на строительство гостиниц среднего класса, но с высоким стандартом обслуживания, которых в стране практически нет и которые служили бы материальной базой для массового притока зарубежных туристов.
    Отрасль связи. Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило ее слабость на передовых направлениях – связи и информатики. Их развитие поддерживается притоком иностранного капитала, который контролирует 44% объема услуг связи, и присоединение России к ВТО лишь будет стимулировать такой приток. Можно ожидать от ВТО более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в т.ч. в целях связи.
    Интересная ситуация складывается в секторе компьютерных услуг. Отрасль разработки программного обеспечения также сформировалась под воздействием и при участии ТНК. Отечественные фирмы в целом рентабельны и развиваются высокими темпами. Значительная часть отечественной продукции конкурентоспособна на внутреннем рынке (программы по автоматизации и управлению корпоративных систем, бухгалтерскому учету и по налогообложению, образовательные программы, поисковые системы и т.п.). Ряд продуктов успешно конкурирует на мировом рынке (электронные игры, антивирусные программы).
    Предприниматели в своем большинстве не бояться иностранной конкуренции, полагая, что конкурировать с западниками «мозгов» у них достаточно. Что касается поддержки со стороны правительства, то она нужна, но должна ограничиваться следующими мерами: содействие выходу на мировые рынки (не оправданы жесткие барьеры по лицензированию ФАПСИ и ФАПРИД); создание благоприятного климата для мелкого и среднего бизнеса, содействие образовательной подготовке специалистов и т.п.
    Особое значение для России имеют транспортные услуги. Однако и здесь вряд ли стоит идти на излишне протекционистские меры. Морской транспорт и авиаперевозки и без вступления в ВТО функционируют в условиях жесткой международной конкуренции. Что касается водного и автомобильного транспорта, то меры, направленные против зарубежных перевозчиков по территории РФ, будут невыгодны для российской стороны. Потеря транзитных перевозок будет означать упущенную выгоду, удорожание транспортных расходов для российских отправителей и получателей грузов, т.е. негативно скажется на российской экономике. Что касается железных дорог, то они не обеспечивают должного качества перевозок, сохранности грузов, сжатых сроков доставки. При вхождении в ВТО и введении свободного режима для транзитных грузов российские железные дороги упустят новые возможности выгодных транзитных операций, если положение кардинальным образом не изменится.
    Говоря об отрасли торговли в РФ, нельзя не отметить тот факт, что российский капитал почти монополизировал (99,7%) оптовое звено, однако в рознице его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро», ИКЕА» и т.п.). Эти процессы будут продолжаться, по крайней мере, в крупных городах, в т. ч. под влиянием ВТО. В 2002 г. доля иностранных провайдеров в общих инвестициях в отрасль ожидается на уровне 50-60%. Иностранные инвестиции до последнего времени оседают преимущественно в Москве и Петербурге и к тому же работают в сегментах, обслуживающих состоятельную часть населения.
    Значение иностранного капитала для развития российской торговли представляется очевидным, поскольку, несмотря на прогресс за годы реформ, она продолжает серьезно уступать западным странам и по количественным параметрам, и по качеству обслуживания. С приходом иностранных компаний модернизация отрасли значительно ускоряется, под воздействием конкуренции распространяются эффективные и новые для страны модели и формы дистрибуции, усиливается ее влияние на производство. Значительно снижаются и издержки обращения. Российский капитал укрепляет свои конкурентные позиции, устремляясь на периферию и в более «дешевые» сектора торговли. В этой отрасли, прежде всего в крупных городах, где конкуренция иностранного капитала особенно сильна, наблюдается активный процесс укрупнения фирм, рост слияний и поглощений и других форм совместной деятельности. Мнения торговцев относительно вступления страны в ВТО разделяются. Одни опасаются экспансии иностранного капитала и требуют от правительства защиты, другие считают, что рынок торговых услуг огромен и на нем места хватит всем. Выигрыш для потребителей от такой экспансии сомнений не вызывает.
    Наступлению мощного и интегрированного зарубежного бизнеса будет легче противостоять на основе консолидации отечественного капитала путем слияний и поглощений действующих российских компаний. Конкурентоспособность можно повышать и объединяя ресурсы и усилия самостоятельных производителей на временной основе для реализации тех или иных сложных и крупных проектов. На современном этапе ключевым условием конкурентоспособности российского бизнеса является расширение взаимодействия с зарубежными поставщиками услуг.
    В целом выгоды для страны в сфере услуг от присоединения к ВТО превосходят, по нашему мнению, возможные потери. Вместе с тем, очевидно, что для снижения последних необходимо применение защитных мер и механизмов при активизации внутренних источников и стимулов повышения конкурентоспособности российских производителей.
    Теперь несколько слов о сфере высокотехнологичных отраслей: современное состояние большинства высокотехнологичных отраслей гражданского назначения в России характеризуется стагнацией, обусловленной глубиной и длительностью переходного кризиса в экономике и последовавшим сокращением спроса со стороны государства и потребительского рынка. Кроме того, произошли структурные сдвиги в хозяйстве в пользу производства энергосырьевых товаров, которые реализуют свои инвестиционные потребности преимущественно за счет импорта оборудования.
    Экспорт на внешние рынки не стал фактором роста наукоемких отраслей России. Среди технологических направлений, в которых, по мнению российских экспертов, Россия сохраняет передовые позиции, следует, в первую очередь, отметить разработки, связанные с освоением и использованием космического пространства. Cопоставимые с лучшими мировыми образцами разработки Россия имеет и в отдельных областях информационных технологий, касающихся, в первую очередь, применения сложных математических методов и разработки соответствующего программного обеспечения. Кроме того, Россия стоит в одном ряду с мировыми технологическими лидерами в разведке и добыче полезных ископаемых, атомной энергетике, ряде технологий авиастроения.
    В статистике мирового рынка высоких технологий Россия присутствует в таких сегментах, как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры. Наиболее крупным сегментом наукоемкой высокотехнологичной индустрии, способным на равных конкурировать с экспортной продукцией развитых стран на мировых рынках, является ориентированная на внешние поставки часть оборонного комплекса России.
    - В заключении, не могли бы вы назвать примерную дату вступления России в ВТО и дать некоторый прогноз последствий для России при вступлении в ВТО?
    - Возможны разные сценарии. Не исключено, что при благоприятных условиях мы сможем закончить переговоры в этом году. Тогда присоединение может произойти осенью 2003 года в г.Канкуне (Мексика) в ходе очередной Министерской конференции членов ВТО.
    В случае несогласования всех требований, предъявляемых ВТО России, срок вступления оттянется до 2004 года, а в дальнейшем, если мы не успеем решить проблему окончания переговоров к 2004 году, то, возможно, России придётся взять «тайм аут» по следующим причинам. В 2004 году будут в значительной степени блокированы переговорные ресурсы в связи с президентскими выборами, как в России, так и в США, кроме того это будет год расширения ЕС. То есть в это время может быть просто не до переговоров о присоединении России к ВТО. Далее в 2005 году вступает в силу другое обстоятельство: должен быть закончен очередной раунд многосторонних торговых переговоров или раунд Дохи, который начался с осени 2001 года. Россия в нём пока не участвует, так как она не член ВТО. Поэтому, если мы не вступим до этого момента, тогда, в результате окончания раунда Дохи в январе 2005 года изменятся правила ВТО, и, вследствие этого России в значительной степени придётся начинать переговорный процесс в снова, ибо правила ВТО будут изменены. Поэтому, если мы не успеем присоединиться к 2005 году, тогда вероятно надо будет говорить уже о 2007 годе, чтобы успеть переработать и приспособить наше законодательство к изменившимся документам ВТО. Пока никто не может сказать о том, какая дата вступления России в ВТО наиболее вероятна. Искусственной спешки у нас никто не допускает при том, что Президент В.Путин высказывался в пользу возможно более сжатых сроков. Напомню также , что присоединение к ВТО полностью соответствует сути проводимых в России реформ. Но, в то же время, желая вступить в ВТО как можно быстрее, мы не можем себе позволить искусственно ускорять переговоры, ибо это чревато неоправданными уступками. А уступать в чувствительно важных для нас вопросах Россия не собирается.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Борьба только начинается ¦  Форум ЕврАзЭС: основные цели, задачи и итоги ¦  Стабилизационный Фонд создадут в 2004 году ¦  Сбербанк наращивает филиалы ¦  На рубле можно заработать ¦  Борьба с налогами ¦  Финансисты верят в лучшее
Rambler's Top100    Rambler's Top100