Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 6(70)
Пенсионная реформа отстает от графика

    В апреле ускорение пенсионной реформы вновь оказалось в числе первоочередных задач правительства. С запуском механизма накопительной пенсии в январе 2002 года проблемы не исчерпались. На втором этапе реформы, который подразумевает передачу накопительной части пенсии управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, становится очевидным существенный вакуум законодательства, который может привести к задержки изменений в пенсионной системе еще на один год.
    В соответствии с планом пенсионной реформы Государственный пенсионный фонд должен к маю этого года разнести пенсионные средства по 62 млн пенсионных счетов. Затем до конца года владельцы этих счетов должны будут выбрать, кто будет управлять средствами на счете – учреждения пенсионной системы, частные управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды. Эти сроки были прописаны в первоначальных законах по новой пенсионной системе, но теперь есть основания полагать, что они были слишком оптимистичны.
    Во-первых, маловероятно, что до конца 2003 года будет принято в полном объеме законодательство, позволяющее регулировать процесс передачи личных средств негосударственным пенсионным фондам (НПФ). После недавней отставки главы инспекций НПФ Минфин, скорее всего, все полномочия по разработке новых законодательных инициатив в этой сфере сосредоточит в своих руках. Не следует забывать, однако, что для этого в рамках министерства придется создавать новую рабочую группу, на что также уйдет время, - в результате, новое положение вряд ли удастся подготовить до конца года.
    Разработка правовой базы деятельности управляющих компаний идет несколько быстрее: законопроект уже находится на рассмотрении у Касьянова. Благодаря бурной публичной дискуссии, организованной представителями частного бизнеса, этот документ получился исключительно либеральным и предусматривает, что в список управляющих компаний попадут все компании, имеющие соответствующие лицензии. Тем не менее, в законе есть неприятная оговорка о том, что окончательный список будет утверждаться уполномоченным государственным органом – Минфином , который в праве вводить дополнительные ограничения при отборе управляющих компаний. Такая система ставит под вопрос транспарентность принятия решения и соответственно оставляет место для лоббирования доступа к пенсиям со стороны компаний, обладающих отнюдь не навыками портфельного управления, а политическими связями.
    Вторая проблема после отсутствия законодательства – это отсутствие соответствующей инфраструктуры. Почтовая служба в России крайне ненадежна, и рассылка 62 млн писем с документами после 1 мая для нее нелегкая задача. Не секрет, что сейчас письма из Москвы до Петербурга идут от пары недель до месяца - что же говорить о способности почты за три четыре месяца доставить огромный объем пенсионной документации до самых отдаленных уголков России, а затем передать обратно в Государственный Пенсионный Фонд. Нагрузка на почтовую систему в результате пенсионной реформы вырастает в 3-4 раза по сравнению с обычной, и остается загадкой, как почтовые ведомства собираются с ней справляться
    И, наконец, еще одно соображение. До проведения выборов остается не так много времени, и Минфин, вероятно, будет стремиться держать управление пенсионными средствами под контролем. По последним неофициальным сообщениям Белла Златкис, стоявшая у истоков российского рынка ГКО-ОФЗ, займется мониторингом и лицензированием негосударственных пенсионных институтов в рамках Минфина. Частные компании считают это плохим знаком, полагая, что при определении структуры портфеля Златкис отдаст предпочтение инвестициям в госбумаги, и, скорее всего, они правы.
    Итак, подводя итог, обрисуем в двух словах наиболее вероятный сценарий развития событий. Несмотря на все проблемы по политическим причинам до конца текущего года необходимая законодательная база будет в основном утверждена. Вероятно, будут приняты общие нормы, регулирующие негосударственные пенсионные фонды, и целиком одобрено законодательство по управляющим компаниям. Однако, большинство этих актов будут “пустыми”, то есть заработают лишь в сочетание в принятием дополнительного законодательства или в результате принятия прямых постановлений правительства. Кроме того, из-за неэффективности почтовой службы рассылка документов вовремя осуществлена не будет, что де факто не позволит частным лицам принять какое-либо решение по управлению собственными пенсионными накоплениями. Таким образом, в 2004 г. у Государственного пенсионного фонда останутся почти все средства накопительной пенсии на общую сумму около $1,7 млрд, которые будут в основном направлены в государственные облигации
    Отметим, что все же некоторая диверсификация пенсионных инвестиций в ближайшее время будет иметь место. Постановление, принятое недавно правительством, свидетельствует о том, что государство стремится активнее задействовать пенсионные средства на финансовых рынках. Теперь у ПФР есть возможность инвестировать средства не только в гособлигации, но и в корпоративные бумаги с фиксированной доходностью. Напомним, что его доля на рынке рублевых облигаций, объем которого достигает $6 млрд, уже составляет около 10%. Если ПФР начнет инвестировать и в корпоративные облигации (объем рынка $4 млрд), то может стать сильным игроком, способным абсорбировать значительную часть этого рынка. …и вызвать приток средств в размере $0,5-0,8 млрд в акции компаний
    В условиях малоликвидных внутренних рынков появление еще одного (наряду со Сбербанком) крупного игрока может стать фактором, ограничивающим рост ликвидности рынка в будущем. С другой стороны, низкая ликвидность рынка облигаций может способствовать перетоку капитала (в объеме около $0,5-0,8 млрд в год) на рынок акций. Иными словами, даже если пенсионный фонд не будет вкладывать напрямую в акции, то его активность на рынках с фиксированной доходностью приведет к падению ставок, что вызовет эффект вытеснения частных капиталов в более доходные инструменты, которыми и являются акции.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Производство в России неожиданно выросло ¦  Взаимоотношения России и Евросоюза ¦  Итоги первого квартала: правительство обеспокоено курсом рубля ¦  Финансовые рынки ¦  Новый таможенный кодекс ¦  Кудрин: бюджет-2004 будет “самым жестким за последние годы” ¦  Вопрос о вступлении России в FATF будет рассмотрен в июне 2003 года  ¦  Нефтяникам не повышают налоги
Rambler's Top100    Rambler's Top100