Номер 10(74)
Михаил Касьянов:
итоги приватизации незыблемы и пересмотрены не будут
Итоги приватизации последних лет - незыблемы и пересмотрены не будут. Об этом заявил председатель правительства РФ Михаил Касьянов, открывая в четверг 17 июля заседание кабинета министров, по итогам которого, правительство рассмотрело и одобрило программу приватизации федерального имущества на 2004-2006 гг.
Главными целями одобренного документа являются максимальное встраивание программы в задачу повышения темпов экономического роста и его удвоения к 2010 г. В целом, завершить процесс приватизации планируется к 2008 г.
Прежде всего, на продажу пойдет федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций государства. По мнению Касьянова, принцип незыблемости будет применяться и в дальнейшем, а одной из главных целей проведения приватизации в России он назвал открытость и повышение качества. По словам Касьянова, приватизация является “важнейшим инструментом экономической политики страны, структурных и институциональных преобразований”. Тем более, что правительство, как выяснилось в ходе дискуссий, не намерено забывать историю отечественной приватизации. «Структурные преобразования в стране во многом связаны с приватизационными процессами. Сегодня, когда значительная часть экономики уже находится в негосударственных руках и достаточно успешно развивается, мы видим те огрехи, которые были, но видим и явные преимущества, которые дает частное предпринимательство», - отметил Касьянов. Однако, как отметил премьер, сейчас видны не только допущенные в ходе приватизации ошибки, но и ее преимущества, в частности развитие конкуренции. Правительство, по словам Касьянова, будет и впредь придерживаться этого принципа, а также проводить приватизацию при соблюдении её открытости. «Безусловно, повышение качества и открытости в принятии решений по приватизации - это главная цель прошлого года и этого года», - особо подчеркнул российский премьер.
В 2004 году планируется передать в частные руки более двух тысяч объектов федеральной собственности, большинство из которых “управляется неэффективно и минимизирует конкурентоспособность предприятий”. М.Касьянов напомнил, что согласно плану приватизации на следующий год, представленному Минимущества, в 2004г. планируется передать в частные руки более 2 тысяч объектов федеральной собственности. Речь идет в основном о дальнейшем снижении доли госсобственности в уже приватизированных предприятиях. В первую очередь планируется продать пакеты акций тех предприятий, где доля государства не превышает 25%. В частности, уже известно, что в 2004 г. предполагается реализовать 1050 федеральных государственных унитарных предприятий и 623 пакетов акций акционерных обществ. Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные списки пакетов акций, которые будут предложены к продаже.
Столь незначительные пакеты не оказывают существенного влияния на управление предприятием, и их сохранение в госсобственности нецелесообразно, сказал Касьянов. М.Касьянов также сообщил, что в прошлом году значительное количество госпакетов акций предприятий не были приватизированы в связи с отсутствием спроса. Предполагаются к продаже акции достаточно крупных предприятий: Ростсельмаша, Второго часового завода, Липецкого тракторного завода, “Домодевских авиалиний”, Северного морского пароходства, государственных акций “ЛУКойла”.
В 2005 году будут приватизированы акционерные общества, где в настоящее время государство владеет пакетом от 25 до 50%. При этом планируется полный выход из секторов энергомашиностроения, рыболовства, строительства и кинематографии. В 2006 году будет прекращено участие государства в тех предприятиях, подлежащих приватизации, где его участие более 50%. При этом, государство сохранит контроль в стратегических секторах. И, наконец, до 2006 года, уверен премьер-министр, правительство “сможет очистить рынки от избыточного присутствия неконкурентоспособных предприятий, где государство продолжает оставаться неэффективным собственником. В 2006 г. государство планирует полностью выйти из капиталов предприятий авиационной промышленности, за исключением инфраструктурных объектов (портовые мощности и объекты обеспечения безопасности воздушного движения). Кроме того, планируется выход государства из капитала предприятий химической, нефтехимической, рыболовной промышленности и геологической отрасли, а также ряда отраслей сельскохозяйственного производства.
В то же время, несмотря на заявление Касьянова, Минимущество не исключает того, что отдельные сделки по приватизации могут быть пересмотрены, так как фактически вопрос о пересмотре результатов приватизации все же ставился (примером тому могут послужить разросшиеся до широкомасштабной кампании за последнее время обвинения против нефтяной компании ЮКОС, которые начались именно с утверждения о нелегальной приватизации предприятия ОАО «Апатит» девять лет назад). По крайней мере, по словам первого заместителя главы имущественных отношений этого ведомства Александра Бравермана, надо отличать итоги приватизации от отдельных сделок по приватизации. «Политической воли пересматривать итоги приватизации у правительства нет. Однако отдельные сделки на соответствие законодательству проанализировать можно», – отметил Браверман. Кроме того, он должен быть проведен таким образом, чтобы не обрушить рынок. Следовательно, можно констатировать, что, безусловно, принимая во внимание тот факт, что эффективность частного сектора выше государственного, государству необходимо избавляться от излишнего имущества и активов, которые используются неэффективно. Однако в этих процессах (в случае соблюдения всех правовых норм при приобретении) необходимым условием является безусловное соблюдение прав собственности инвесторов на приобретенное имущество, относительно чего пока остаются вопросы.
В целом же, анализируя дальнейшие приватизационные планы, можно говорить о том, что правительство действует осторожно, откладывая реализацию крупных активов, что в целом логично в текущий момент, но надолго затягивать решение этого вопроса не следует.
|